Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 38 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Российские мегаполисы в ХХI веке – особая роль органов местного самоуправления


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Москва Старая и Новая

Перспективы развития местного самоуправления в Московской агломерации

Реформа местного самоуправления в Москве

Моногорода - проблемы и пути решения

Местное самоуправление и миграция населения

О статусе и принципах взаимодействия органов управления малых городов-райцентров и районов (конференция)


Численность постоянно проживающих жителей города Москва – 10 562 000 человек, плотность населения 10 382 чел./кв.км (2010 год). Численность постоянно проживающих в Подмосковье - около 7 000 000 чел., из них свыше 5 000 000 проживают в городах. Численность Московской агломерации - свыше 15 000 000 человек. Помимо этого, в Москве официально зарегистрировано 1 800 000 мигрантов и  более 1 000 000 незарегистрированных мигрантов.

Санкт-Петербург – численность постоянно проживающих жителей 4 600 310 человек (2010 год). Официально зарегистрированных мигрантов – 65 000 чел., число незарегистрированных мигрантов примерно 300 000 человек.   

Два самых больших и значимых города в современной России, а вместе с тем, и олицетворяющие всю историю становления Российского государства – Москва и Санкт-Петербург - вступили в ХХI век почти без деградирующих явлений, которые поразили все большие города–мегаполисы в мире.  В Москве и Санкт-Петербурге нет районов, разделенных по национальному или расовому признаку, как в Париже, Нью-Йорке или Новом Орлеане, то есть, нет национальных гетто.  Также в этих городах не существуют районы массового самостроя, как в Шанхае или Бомбее, и нет, пожалуй, самого опасного явления на территории мегаполиса – это районов, полностью не контролируемых органами государственного управления, как, например, фавелы Рио-де-Жанейро и Сан-Пауло в Бразилии.

Отчасти эти пагубные для городов процессы деградации, вызванные глобальной урбанизацией, не затронули наши две столицы из-за специфики и, можно в прямом смысле здесь сказать, «особого пути» развития России, а также из-за довольно суровых климатических условий Москвы и Санкт-Петербурга. Под «особым путем» развития России надо понимать жесткие ограничительные меры на передвижение людей по территории страны во времена СССР, ну а про климат и говорить нечего. Два мегаполиса находятся в зоне негарантированного земледелия и являются самыми крупными урбанизированными зонами во всем мире, расположенными в этих северных широтах.

Но время идет. Уже более двадцати лет нет ограничения на передвижение людей, и не только внутри  страны. Большие миграционные национальные потоки идут из ближнего зарубежья, к ним присоединяется все увеличивающийся поток мигрантов из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Основной целью этих этнических, национальных миграционных потоков являются крупные города России, и в особенности Москва и Санкт-Петербург. Ко всем  и так непростым проблемам больших городов добавляется очень сложная и пока еще НИГДЕ не решенная, ни в одном мегаполисе мира проблема -   этно-демографическая. Одним из важных инструментов для решения непростой задачи качественного развития мегаполисов, обеспечения прав и свобод граждан на бытовом уровне и создания условий для повышения уровня жизни, должны стать органы местного самоуправления. 

Сразу возникает вопрос: органы самоуправления есть во всех крупных городах мира, но почему они не смогли остановить хаотический процесс деградации, создания национальных гетто или выделения особо криминализированных городских зон? Ответ очень прост – высшие органы государственного управления разных стран не уделяли своевременно достаточно внимания этим необратимым процессам, а местное самоуправление, просто оказалось не готово решать такие масштабные проблемы.  Но у России есть небольшой запас времени, очень небольшой, чтобы отладить, отрегулировать законодательную базу для  органов местного самоуправления в урбанизированных зонах. Именно органы МСУ и должны стать основным законным барьером и гарантом по недопустимости хаотичного, неуправляемого развития мегаполисов. 

Учитывая крайнюю ограниченность по времени для принятия законов о наделении органов МСУ реальными полномочиями, при этом внимательно изучая зарубежный опыт, специалисты из Института «Справедливый Мир», совместно с фракцией «Справедливая Россия»  разрабатывают новую концепцию по наделению необходимыми полномочиями органов местного самоуправления в мегаполисах. При этом учитывается не только современная ситуация, но и проблемы и риски, которые возникнут в ближайшем будущем.


Власть в большом городе: проблемы самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге (круглый стол)

23 июня Институт «Справедливый Мир» совместно с фракцией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе провел круглый стол «ВЛАСТЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ: проблемы самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге».


власть в большом городе - проблемы самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге - круглый стол

В дискуссии приняли участие руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Госдуме Н.В. Левичев,  депутат ГД РФ  М.Е. Старшинов,  депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.А. Башкирев,  депутаты и главы органов местной власти из Москвы и Санкт-Петербурга, общественные деятели, ученые, эксперты, в том числе,  О.А. Мотякова (аппарат комитета по МСУ Совета Федерации ГС РФ),   Р.М. Вульфович,  И.В. Древаль (Северо-Западная Академия государственной службы),  В.Л.Севостьянов (Парламентского Центра "Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность"),  И.В. Волков (журнал "Проблемы местного самоуправления"),  Н.М.Великая (Институт «Справедливый мир»), А.А.Лебедев («Народная инициатива») и другие.

 Участникам мероприятия предлагалось обсудить проект Федерального закона «Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге», разработанного экспертной  группой  фракции  «Справедливая Россия» (текст доступен здесь).

Как известно, сейчас правовые и экономические принципы организации местного самоуправления в этих городах осуществляются на основании закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».  К сожалению, существующее на сегодняшний день в Российской Федерации правовое регулирование организации местного самоуправления на территории городов федерального значения не доказало своей эффективности, вызывает много нареканий, а главное, привело к фактическому отсутствию у жителей данных городов возможности реализовывать гарантированное им Конституцией Российской Федерации право на местное самоуправление на территории внутригородских муниципальных образований.

В рамках обсуждения особый интерес вызвали вопросы, связанные с территориальными и организационными основами МСУ в городах федерального значения,   а также вопросы, касающиеся специфики самоуправления в городских агломерациях, в том числе с учетом зарубежного опыта.

Проект закона представил Руководитель фракции «Справедливая Россия» Н.В.Левичев, который отметил, что «жители двух столиц не имеют возможности влиять на принятие решений в родных городах и в том округе, где они непосредственно проживают, потому что законодательство отдало регулирование местного самоуправления в этих субъектах Российской Федерации на откуп городской – или, в данном случае, региональной власти. И эта власть не спешит делиться своими возможностями с органами местного самоуправления».


власть в большом городе - круглый стол - Н.В. Левичев
Руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе РФ Н.В.Левичев

Сегодняшняя система управления в городах основана на дублировании функций между государственной властью и местным самоуправлением, она настолько запутана, что простой житель просто не знает, куда и к кому обращаться.  А уж что касается муниципальных органов, то ни власть, ни население не рассматривают их как значимый институт принятия решений. Это и понятно, учитывая объем их полномочий, мизерные бюджеты и полную зависимость от государственной власти.

В связи с этим, «Справедливая Россия» предлагает ввести двухуровневую систему местного самоуправления. Нижний уровень – муниципальные округа, которые территориально аналогичны существующим внутригородским муниципальным образованиям в Москве, или муниципальным округам в Санкт-Петербурге. Второй (верхний) уровень действует в границах муниципальных районов, территориально совпадающих с границами административных округов в Москве или районов в Санкт-Петербурге.


власть в большом городе - круглый стол - О.А. Мотякова
Руководитель аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления О.А. Мотякова

Муниципальные образования первого уровня должны заниматься, например, формированием, утверждением и исполнением бюджета муниципального округа и осуществлять контроль за его исполнением; устанавливать, изменять или отменять местные налоги и сборы; создавать условия для организации досуга жителей, а также организовывать сбор и вывоз мусора. За муниципальными районами предлагают закрепить осуществление муниципального лесного контроля и надзора, организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и так далее. То есть в итоге необходимо расширить полномочия внутригородских муниципальных образований, передать им все, что не касается общегородского хозяйства, в частности вопросы, связанные с застройкой и развитием территорий.


власть в большом городе - круглый стол - И.В. Древаль
Профессор Северо-Западной академии государственной службы И.В. Древаль

Справедливороссы также намерены выделить перечень общегородских функций, решение которых должно осуществляться при обязательном участии органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

Депутат ЗС г. Санкт-Петербурга Анатолий Башкирев сравнил муниципальную власть с потешными полками Петра Первого, авторитет которой растет, но возможности ограничены.


власть в большом городе - круглый стол - А.А. Башкирев
Депутат Законодательного собрания г.Санкт-Петербурга А.А. Башкирев

По мнению профессора кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западной академии государственной службы Ревекки Вульфович, наши муниципалитеты не ощущают себя властью, а города федерального значения их таковой не признают, поэтому надо учиться взаимодействовать, поэтому введение двухуровневой системы МСУ может привести к обострению конфликтов между разными уровнями власти.


власть в большом городе - круглый стол - Р.М. Вульфович
Профессор Северо-Западной академии государственной службы Р.М. Вульфович

Депутат Муниципального собрания во внутригородском муниципальном образовании «Тропарево-Никулино» города Москвы Александр Михайловский подчеркнул, что работа депутата муниципального собрания зависит от его энергии и настойчивости и должна быть подкреплена соответствующей нормативно-правовой базой.


власть в большом городе - круглый стол - А.В. Михайловский
Депутат муниципального собрания во внутригородском муниципальном образовании «Тропарёво-Никулино» города Москва А.В. Михайловский

По результатам круглого стола планируется издание материалов, а рекомендации КС будут учтены экспертной группой фракции  при дальнейшей работе над законопроектом.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru