Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 38 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Классификация пиратов - морское пиратство в 2009 году


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Битва за Сомали - борьба с международным пиратством в современном мире

Борьба с пиратством (мнение аналитика)

Сомалийские пираты устанавливают рекорды дальности и скорости


С недавнего времени морское пиратство привлекает к себе значительное внимание. Масштабы современного пиратства поражают воображение, причем это лишь верхушка айсберга - о многих нападениях морских разбойников Третьего Тысячелетия не сообщается.


По данным Международного бюро по судоходству и мореплаванию (International Maritime Bureau), в 2009 году в мире были захвачены пиратами 49 судов (49 судов – в 2008 году и 18 - в 2007 году), всего было атаковано 153 судна. В целом, 1052 членов экипажей были взяты в заложники, причем 68 человек были ранены и 8 погибли. В общей сложности, в 2009 году было зафиксировано 406 попыток нападения пиратов (в 2008 году – 293 и в 2007 году - 263).

Наибольшую часть прироста пиратской активности обеспечили пираты, оперирующие в водах Сомали и Аденского залива (217 нападений, 47 захваченных судов и 867 заложников, в то время как в 2008 году – 111 нападений и 42 захваченных судна). Сомалийские пираты атаковали все типы судов, в том числе, передвигавшиеся с большой скоростью. Кроме того, пираты были намного лучше подготовлены и оснащены, чем в предыдущие годы. Также 2009 год ознаменовался расширением территории нападения сомалийских пиратов. Если в 2008 году большинство нападений совершались в водах Аденского залива, то в 2009 году пираты действовали вдоль всего восточного побережья Сомали.

Второе наиболее опасное место - побережье Нигерии (28 инцидентов, захвачено 1 судно, против 40 инцидентов в 2008 году), кроме того, еще около 30 нападений нигерийских пиратов не были подтверждены официально. В числе традиционно опасных мест также остаются воды, прилегающие к Бангладеш и Танзании, однако здесь пираты нападают лишь на суда, стоящие на якоре. В то же время снизилась пиратская активность в водах Индонезии и в Малаккском проливе (15 и 2 инцидента соответственно). В 2009 году было 13 сообщений о попытке нападения на корабли в Южно-Китайском море и 37 инцидентов – вдоль побережья Южной Америки.

Однако эта статистика учитывает лишь нападения, о которых официально сообщали судовладельцы. Многие исследователи отмечают, что де-факто в подобные отчеты попадает не более 10-20% инцидентов, связанных с пиратами. Причина заключается в том, что владельцы кораблей и грузов часто предпочитают напрямую договориться с пиратами и выплатить им отступные. Это объясняется следующими причинами: во-первых, у них нет уверенности в том, что власти смогут более эффективно решить эту проблему (с учетом того, что операционная стоимость плавания одного корабля с грузом составляет $10 тыс. и более - быстрее и дешевле договориться с пиратами); во-вторых, сообщение о захвате пиратами корабля автоматически приводит к росту стоимости страховок: по оценкам консалтинговой фирмы BGN Risk, пираты Сомали увеличили стоимость страховки для корабля с $500 в 2007 году до $20 тыс. в 2008-м. Кроме того, страховщики и контрагенты могут потребовать оснащения судов более современными двигателями, системами пассивной обороны и пр.; в-третьих, пострадавшая компания-судовладелец приобретает негативный имидж, и клиенты опасаются вести с ней дела.


охота на пиратов и опасна, и трудна
Иллюстрация Michael Sowa (http://anastgal.livejournal.com)

Большинство источников, которые анализируют алгоритмы современного пиратства, дают следующую классификацию морских разбойников 21-го века. Первую группу составляют обычные преступники, которые совершают примитивные операции, например, крадут что-либо. Ко второй категории относят членов организованных криминальных сообществ, которые проводят сложные операции и разумно распоряжаются похищенным (традиционно считается, что такого рода пираты особо многочисленны в Юго-Восточной Азии, некоторые из них входят в состав китайских "триад"). Третья группа состоит из представителей полувоенных организаций, иногда имеющих какой-либо официальный статус: зачастую это вооруженные формирования, которыми руководят полевые командиры, нуждающиеся в постоянных доходах для поддержания собственной власти и контроля за какой-либо территорией - именно такого рода структуры составляют большинство пиратов Сомали и Индонезии. Иногда они даже мимикрируют, используя патрульные катера, реально принадлежащие или напоминающие суда таможенных служб или ВМФ соответствующих государств.

Большинство атак совершается в ночное время, когда на вахте стоит минимальное число моряков, и скорость кораблей ниже обычного. Типы атак также различаются. В первом случае пираты просто высаживаются на корабль, очищают корабельный сейф и кошельки команды, после чего скрываются. Обычный улов, получаемый в результате подобной операции, составляет примерно $20 тыс.

Второй тип атаки подразумевает хищение не только денег, но и грузов. В одних случаях пираты просто перегружают товары на свои суда; иногда эта операция требует швартовки в пиратской гавани; иногда захваченное судно пригоняется в какой-либо порт, где у пиратов имеются соответствующие связи, где груз продается местным покупателям. Доходность подобных операций намного выше, стоимость грузов, распродаваемых по демпинговым ценам, может достигать нескольких сот тысяч долларов.

В третьем случае пираты задерживают корабль с грузом, берут его команду и пассажиров в заложники, после чего требуют выкуп у судовладельца. Размеры выкупа также варьируются и не разглашаются, однако были сообщения, что он может достигать нескольких миллионов долларов.

Четвертый метод был широко распространен в 1990-е годы, однако в результате ужесточения международных правил регистрации судов, в последние годы о подобных историях не сообщалось. Суть метода следующая: пираты захватывают корабль, после чего уничтожают его команду, подделывают соответствующие документы и регистрируют судно заново (до конца 1990-х годов временную регистрацию, позволяющую судну ходить под панамским или гондурасским флагом, можно было без особых проблем получить в любом консульстве Панамы и Гондураса). Далее судно либо продается, либо получает заказ на перевозку какого-либо ценного груза, после чего бесследно исчезает. 

В 1960-е 1970-е годы были отмечены нападения пиратов на прибрежные города и поселки в Филиппинах, Шри-Ланке, Малайзии. В ряде случаев пираты убивали или захватывали в заложники местных полицейских и даже военные формирования, расквартированные в городе.

Кроме этого, пираты активно вовлечены в операции по перевозке контрабанды, наркотиков, оружия, рабов и активно сотрудничают с преступными сообществами. Теоретически возможно предположить, что в ближайшем будущем пираты и криминальные структуры обзаведутся не только надводными, но и подводными силами. Попытки сделать это уже фиксировали. Колумбийские наркоторговцы в конце 1990-х годов пытались построить подводную лодку - спецслужбы совершенно случайно обнаружили ангар, где строилась субмарина. В начале 1990-х годов спецслужбами США была сорвана сделка по продаже советских подводных лодок-"малюток" латиноамериканским преступным группировкам.

Известен ряд случаев, когда пиратские методы применяли и террористы: так Фронт Освобождения Палестины в 1985 году захватил в Средиземном море итальянский круизный лайнер Achille Lauro, а филиппинская организация "Абу Сайаф" (кстати, ее основатель Абубакар Джаниалани, как и Бен Ладен, воевал с советскими войсками в Афганистане) в 2004 году убила более 100 пассажиров на захваченном пароме. Вообще, "Абу Сайаф" сделала пиратство одним из главных источников пополнения своего бюджета.

Реальные потери мировой экономики в результате действий пиратов оценить крайне сложно. В 2006 году Всемирный Банк пришел к выводу, что годовой ущерб от деятельности пиратов составляет $10-20 млрд. В то же время Международное бюро по судоходству и мореплаванию считает, что деятельность пиратов наносит ущерб от 1 до 16 млрд. долларов в год. В 2008 году, по самым скромным оценкам, только в качестве выкупа пиратам было заплачено более 70 млн. долларов, в 2007 – 150 млн. долларов.

Источники: Washington ProFile, Международное бюро по судоходству и мореплаванию





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru