Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 38 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Органы местного самоуправления и прокуратура в едином правовом пространстве России (обзор за май-июнь 2010 года)

РУБРИКА


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Органы местного самоуправления и прокуратура - обзор за апрель-2010

Органы местного самоуправления и прокуратура - обзор за февраль-2010

Органы местного самоуправления и прокуратура - начало рубрики

Предмет ведения и полномочия местного самоуправления

Реформа власти


В этой рубрике освещаются действия региональных подразделений Прокуратуры РФ и органов местного самоуправления в законотворческой деятельности. Цель - дать возможность органам местного самоуправления не повторять правовых ошибок в своей деятельности.


Обзор по регионам Российской Федерации (май-июнь 2010 года)

Прокуратура Ростовской области


Превышение органами местного самоуправления своих полномочий

26 мая 2010 года. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по созданию межведомственной комиссии по размещению производственных сил на территории Матвеево-Курганского района.

Прокуратурой области оспорено в Арбитражном суде Ростовской области постановление главы Матвеево-Курганского района Ростовской области от 07.07.2008 № 598 «О межведомственной комиссии по размещению производственных сил на территории Матвеево-Курганского района», которым создана межведомственная комиссия по размещению производственных сил на территории Матвеево-Курганского района и утвержден ее состав. Пунктом 2 постановления утверждено Положение о межведомственной комиссии по размещению производственных сил на территории Матвеево-Курганского района.

Данное постановление является нормативно-правовым актом и в установленном порядке не опубликовано.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 № 537-О, нормативно-правовой акт, затрагивающий права и свободы человека и гражданина, но не зарегистрированный и не опубликованный в установленном порядке, не должен влечь правовые последствия, как не вступивший в силу, и не подлежит применению, а его устранение из системы законодательства осуществляется судами в соответствии с предусмотренной законом подсудностью.

Указанное постановление является незаконным и подлежит признанию недействующим по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 130, 132 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Предметы ведения местного самоуправления, помимо ст. 132 Конституции РФ, определены также ст. 15 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В перечне вопросов местного значения, установленных ст. 15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для муниципальных образований, отсутствуют полномочия по созданию и утверждению положения о межведомственной комиссии по размещению производственных сил на территории муниципальных образований.

Какими-либо федеральными законами и законами субъектов РФ органы местного самоуправления указанными полномочиями не наделены.

Согласно п. 4.1 Постановления Администрации Ростовской области № 94 от 21.03.2006 «О межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Ростовской области», главам администраций муниципальных образований области в обеспечение выполнения настоящего постановления до разработки документов территориального планирования муниципального образования рекомендовано лишь направлять в межведомственную комиссию по размещению производительных сил на территории Ростовской области ходатайства по инвестиционным проектам, объектам строительства, расширения или реконструкции промышленных и других организаций.

Таким образом, орган местного самоуправления района не наделен полномочиями по созданию межведомственной комиссии по размещению производственных сил на территории Матвеево-Курганского района, утверждению ее состава и положения.

Прокуратурой области 24.05.2010 направлено в арбитражный суд заявление о признании недействующим указанного постановления главы Матвеево-Курганского района от 07.07.2008 № 598. Результаты рассмотрения заявления контролируются прокуратурой области.


Признание противоречащими закону Уставов муниципальных образований

1 июня 2010 года. Прокуратурой Октябрьского (с) района признаны противоречащими закону 12 Уставов муниципальных образований.

Прокуратурой Октябрьского (с) района в рамках осуществления мониторинга муниципальных актов проведена проверка соответствия Уставов муниципальных образований Октябрьского района федеральному законодательству.

Установлено, что ряд Уставов сельских поселений и района не приведены в соответствие с действующим законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В Уставах не отражены такие вопросы местного значения поселения, как присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также право на создание муниципальной пожарной охраны. Также в Уставах не указан срок направления главе муниципального образования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования, для подписания и обнародования.

При этом право органов местного самоуправления на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, утратившее силу с 01.01.2010г., из Устава не исключено.

По результатам проверки прокуратурой района 25 мая 2010 года на противоречащие закону положения Уставов муниципальных образований принесено 12 протестов, результаты рассмотрения которых контролируются прокуратурой.




Прокуратура Краснодарского края


Результаты проверки земельного и градостроительного законодательства

2 июня 2010 года. Прокуратурой Красноармейского района проведена проверка соблюдения земельного и градостроительного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в действиях как застройщиков объектов капитального строительства, так и главы администрации МО Полтавское сельское поселение.

В частности, проверкой выявлен объект капитального строительства - "Детское кафе с магазином", построенный с нарушением проектной документации. В соответствии с проектом, предполагалось строительство двухэтажного объекта для размещения в нем детского кафе и двух магазинов. Разрешение выдано на строительство именно такого объекта.

Однако в холе проверки установлено, что фактически указанный объект имеет три этажа, планировка помещений указанного объекта не соответствуем проекту, а также, в нарушение проектной документации и градостроительного плана указанного земельного участка, территория участка и прилегающая к нему территория улицы не благоустроена, не озеленена, автостоянка не асфальтирована, отделка здания со стороны заднего и боковых фасадов не завершена. Па момент проверки ведутся отделочные работы.

В то же время, главой администрации Полтавского сельского поселения, без учета указанных нарушений, застройщику данного объекта выдано разрешение на его ввод в эксплуатацию.

При указанных обстоятельствах прокурором района в отношении главы Полтавского сельского поселения возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.5 КоАП РФ, за выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти; в отношении застройщика данного объекта возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, за нарушение требований проектной документации при строительстве объектов капитального строительства.

Указанные дела в настоящее время находятся в стадии рассмотрения.

Кроме того, прокурором района принято решение об обращении в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании действий администрации по выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства незаконными в связи с выявленными нарушениями, которое в настоящее время находятся на рассмотрении.




Прокуратура Республики Башкортостан


Проверка исполнения законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов

По требованию прокурора муниципальными образованиями Бакалинского района приняты правовые акты о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

Прокуратурой Бакалинского района проведена проверка исполнения  законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов.

Проверкой установлено, что  муниципальными образованиями района по состоянию на 30 апреля 2010 года не были приняты правовые акты,  устанавливающие порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.

В соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов проводится в порядке, установленном органами местного самоуправления. Антикоррупционная экспертиза, в первую очередь, нацелена на исключение из нормативных правовых актов и их проектов положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Прокуратурой района по результатам проверки в суд направлено 17 исковых заявлений в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании бездействия муниципальных образований района незаконным и обязательстве их принять необходимые правовые акты в данной сфере.

На момент рассмотрения судом исковых заявлений прокурора, всеми 17-ю муниципальными образованиями района нарушения закона устранены в полном объеме, разработаны и приняты необходимые правовые акты, устанавливающие порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.


Вопросы расходования средств резервных фондов

Учалинским межрайонным прокурором опротестованы незаконные решения глав сельских поселений по вопросам расходования средств резервных фондов.

Учалинской межрайонной прокуратурой проведены проверки в администрациях сельских поселений исполнения законодательства по созданию резервных фондов.

Установлено, что в апреле 2010 года главами  администраций сельских советов утверждены положения о порядке расходования средств резервного фонда администраций сельских поселений, согласно которым средства резервного фонда администраций сельских поселений направляются на финансирование: поддержки общественных организаций и объединений, проведения мероприятий местного значения, проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения, выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам, других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления, то есть на цели, не связанные с проведением мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Между тем, в соответствии с ч.1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов местных администраций.

Согласно ч.4 ст.81 Бюджетного кодекса РФ, средства резервных фондов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе, на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Межрайонной прокуратурой незаконные положения нормативных актов органов местного самоуправления были опротестованы, внесено 14 протестов, по результатам рассмотрения которых главами сельских поселений незаконные положения муниципальных актов отменены.




Прокуратура Свердловской области


Несоответствие нормативно-правовых актов действующему законодательству

1 июня 2010 года. Прокуратура г.Верхней Пышмы опротестовала два нормативно-правовых акта представительного органа городского округа Верхняя Пышма, не соответствовавших действующему законодательству.

Прокуратура г.Верхней Пышмы опротестовала два нормативно-правовых акта представительного органа городского округа Верхняя Пышма, не соответствовавших действующему законодательству.

В частности, прокуратурой по результатам проверки были принесены протесты на утвержденное решением Думы ГО Верхняя Пышма Положение о порядке действий Администрации ГО Верхняя Пышма по предоставлению гражданам садовых, огородных и дачных земельных участков, земельных участков под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, в соответствии с которым Глава городского округа необоснованно был наделен полномочиями по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении им указанных участков.

Кроме того, прокуратурой опротестовано утвержденное решением Думы ГО Верхняя Пышма  Положение о порядке формирования, ведения и обязательного  опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в ГО Верхняя Пышма. Данный нормативно-правовой акт, по мнению прокуратуры, не обеспечивал конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства и равный их доступ к получению поддержки.

На оба не соответствующих закону нормативно-правовых акта прокуратурой принесены протесты, которые на заседаниях Думы ГО Верхняя Пышма рассмотрены и удовлетворены.


прокуратура и местное самоуправление
Франс Снейдерс. Собак спустили



Прокуратура Московской области


Незаконные постановления об изменении вида разрешённого использования земельных участков - Раменская городская прокуратура

19 мая 2010 года. По протестам Раменской городской прокуратуры отменено 10 незаконных постановлений главы района об изменении вида разрешённого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения на дачное строительство.

Раменская городская прокуратура провела проверку соблюдения органами местного самоуправления Раменского муниципального района земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, для садоводства, огородничества и дачного строительства, распоряжении землями фонда перераспределения.

В ходе проверки выявлены факты незаконного изменения органами местного самоуправления вида разрешённого использования земельных участков, которые относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на дачное строительство.

Установлено, что в 2008 году глава Раменского муниципального района издал 10 незаконных постановлений об изменении вида разрешённого использования земельных участков.

Так, в октябре 2008 года по постановлению главы района был изменён вид разрешённого использования земельного участка, распложенного в сельском поселении Ульянинское, и находящегося в собственности ООО «Майковская слобода», с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нём».

Вместе с тем, органы местного самоуправления не вправе были изменять вид разрешённого использования данного земельного участка, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» допускает использование для дачного строительства земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для этих целей только некоммерческим объединениям граждан.

По результатам проверки городской прокурор принёс протесты на незаконные постановления главы Раменского муниципального района. Однако администрация района их отклонила.

При этом протесты прокурора были рассмотрены не в полном объёме, ответы администрации носили формальный характер и были подписаны неправомочным лицом - первым заместителем главы администрации, который не вправе решать вопрос об отмене постановлений главы Раменского муниципального района.

В связи с этим, городской прокурор потребовал от администрации вернуться к рассмотрению протестов и принять меры к устранению нарушений земельного законодательства. Также он разъяснил, что в случае неисполнения законных требований прокурора, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

По результатам повторного рассмотрения протестов прокурора 10 незаконных постановлений главы Раменского муниципального района были отменены.




Источники: http://www.prokuror.rostov.ru, http://www.prokuratura-krasnodar.ru, http://www.bashprok.ru, http://www.prokuratura.ur.ru, http:/www.mosoblproc.ru



Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru