Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 38 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Интеллектуализация труда и специфика продукта интеллектуального труда


Прокофьева Т.Ю.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Высшее образование – кризисные коррективы

Инновационная экономика и подготовка специалистов

Обучение для развития интеллекта


При всей важности знаний как общечеловеческого ресурса, они никогда ранее не имели столь приоритетного значения, не могли стать полноценным экономическим ресурсом. Знание уникально по своей сути, обладает безграничностью в своем воспроизводстве и предопределяет особенности труда и форм его проявления. Все это, в свою очередь, предполагает теоретическое обоснование современной парадигмы социально-экономического развития, ее принципов, к числу которых следует отнести интеллектуализацию труда.

Анализируя категорию "интеллектуализация труда", необходимо дифференцировать некоторые понятия: интеллект, знание, опыт, информация. "Интеллект" - специфическая категория человеческого труда, близка по значению к понятию "человеческое мышление". По Ожегову, "интеллект" - это мыслительная способность, умственное начало у человека. Понятие "интеллект" тесно связано с понятием "знание", поскольку глубина знания определяет уровень интеллекта, а интеллект является средством познания. Следовательно, знание можно рассматривать как одну из характеристик интеллекта. С понятием "знание" связано понятие "опыт", который отражает сумму накопленных знаний за предшествующие периоды развития интеллектуальной деятельности. Величина этой суммы знаний прямо пропорциональна интеллекту и степени информационной насыщенности. Информацию следует рассматривать в качестве составляющей интеллекта. При этом информация сама по себе, не обработанная человеческим интеллектом, не является фактором экономического развития.

Интеллектуализация труда - это процесс постоянного обогащения знаниями, приводящий к увеличению доли интеллектуального труда в деятельности человека (общества). Интеллектуальная деятельность, как одна из разновидностей труда, направлена на изменение информации, присущей объектам окружающего мира. Главными условиями интеллектуализации труда являются образование и генетические особенности человека.


интеллектуализация труда и специфика продукта интеллектуального труда
В.Шварц. Сцена из жизни русских царей

Развитие науки, научно-технический прогресс привели к тому, что интеллектуальный труд приобрел массовые масштабы. Материальное производство настолько усложнилось, что даже так называемый физический труд требует исключительно высокой квалификации и все большего вкрапления в него непосредственно элементов труда умственного.

Следствием развития науки явилось значительное сокращение интервалов между открытиями фундаментальной науки и их применением. Так, В.Леонтьев в работе "Экономическое эссе" сформулировал положение о том, что экономическую динамику можно рассматривать как эволюцию научно-технического прогресса и "онаучивания" рабочей силы и труда.

Исторически экономическое развитие стало происходить более быстрыми темпами вследствие технологических изменений, порожденных, в первую очередь, научными открытиями. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества через прогрессивные средства производства и квалифицированную рабочую силу привело к значительному сокращению интервалов между открытиями фундаментальной науки и их применением.

Если ранее научное открытие какого-либо эффекта намного опережало его внедрение в производство, то сегодня регистрация открытия сопровождается непосредственным анализом его технических возможностей. Так, если для внедрения в народное хозяйство паровой машины потребовалось примерно столетие, то для электрической энергии - 40 лет, двигателя внутреннего сгорания - 30 лет, а интегральных компьютерных микросхем - всего несколько лет. Сегодня смена поколений компьютеров происходит практически каждые 1-2 года. Если путь от открытия возможности делать фотографии до их производства длился 62 года (1777-1839), телефона - 56 лет (1820-1876), радиоприемников - 35 лет (1867-1902), радаров - 15 лет (1925-1940), то транзисторы были созданы через 5 лет после открытия эффекта.

Рост производства в настоящее время носит экспоненциальный характер. Прирост знаний пропорционален объему ранее накопленных знаний и может быть определен по формуле:

dV(t)/dt = kV(t),

где V - объем накопленных знаний; k - коэффициент пропорциональности; t - время.

Дифференциальное уравнение имеет решение в форме экспоненты:

V (t) =ekt

Экспоненциальный рост производства, возрастающая отдача от вложений при условии высокой наукоемкости продукции подтверждается на практике деятельностью высокотехнологичных компаний Microsoft, Google, Nokia и т.д.

Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.

Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.

Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается.

Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы "интеллектуально-трудовой деятельности", которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru