Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 38 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


московский экономико-правовой институт - мэпи



Современные тенденции образования


Кошкина Л.С.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Высшее профессиональное образование в Великобритании

Инновационная экономика и подготовка специалистов

Образование или образованность?

Обучение для развития интеллекта

Общественная семейная школа


Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся, студентам возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Для достижения этих характеристик образования существует достаточно много направлений развития современного образования. Например, к ним относятся развитие педагогических технологий, в частности, к числу таких технологий относится «концентрированное обучение», дальнейшее совершенствование системы критериев новых технологий, критериев эффективности результатов обучения и прочее. Существуют показатели качественной оценки знаний. Это - глубина знаний по числу осознанных связей данного знания с другими; системность, которая определяется как совокупность знаний в сознании студента в структуре научного знания и пр. К количественным показателям оценки знаний относятся: объем усвоенных знаний, скорость усвоения учебного материала, прочность усвоения и т.д.

В целом, оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных (не полностью) показателей возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа. Эти методы широко применяются на практике в настоящее время.

Особая роль в постановке образования принадлежит методу проектов. Существуют различные виды проектных работ: реферат, курсовое, дипломное проектирование и пр.

Работа над проектом всегда направлена на решение конкретной актуальной проблемы с использованием экспериментальных и опытных работ и обработки результатов. В частности, некоторые дипломные проекты имеют структуру, полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты предполагают аргументацию актуальности принятой для исследования темы, определение методов исследования, источников информации, иногда выдвижение гипотез и путей решения проблемы, обсуждение полученных результатов, обозначение новых проблем.

Если сказать коротко, как сейчас говорят, проект - это 5П (проблема-проектирование-поиск-продукт-презентация). Работа над проектом, в частности, дипломным проектом, может повлиять на социальную адаптацию студента, сделать его востребованным на рынке труда.

К современной тенденции образования относится наличие качественного скачка в системе образования. Такой скачок обеспечен широким использованием в образовании информационных технологий, что привело к резкому повышению объема информации, используемой студентами, учениками, и быстродействию ее обработки, т.е. человек должен соответствовать по мыслительным способностям компьютеру, который сам и создал.


современные тенденции образования
Иллюстрация Michael Sowa (http://anastgal.livejournal.com)

Однако отметим еще одно направление развития образования, связанное с использованием информационных технологий, Это поворот педагогической мысли от главенствующей роли учителя (преподавателя) в сторону ученика (студента). Эта мысль принадлежит американскому философу Дж.Дьюи.

При таком подходе приоритетное значение приобрело самообразование и самоконтроль, а также разработка таких учебных средств, которые помогут индивидуальной организации образовательного процесса, т.е. речь идет о "концентрированном самообразовании". Оно логически определяется современными методами усиления интеллекта (компьютер, интернет).

Врожденные способности и школьное образование - это стартовая площадка. Фактически, мы подходим к вопросу: кто выживет в XXI веке? Надо брать на вооружение концепцию "пожизненного обучения". Каждому молодому человеку нужно постоянно осваивать новые и новые навыки. Основные два из них - это умение отслеживать появление новых доступных навыков и умение оценивать свои потребности в обучении.

Существует много методик - визуальная грамотность, мега-мышление и др., которые могут сделать более эффективным и качественным все, чем вы занимаетесь. Инвестиции в свой капитал заключаются именно в этом: необходимо вкладывать часть свободного времени в свое обучение, иначе можно "застрять" в прошлом. Всему можно (и нужно) учиться. Современный выпускник вуза через 10 лет успеет поработать на пяти-десяти работах. Это будет нормально, т.к. профессии уже сейчас меняются быстро и даже исчезают.


современные тенденции образования
Маслов О.С. Неиссякаемый родник

Чтобы всегда иметь работу, надо постоянно учиться, а за неиспользование появляющихся сверхвозможностей останется винить только себя. Можно поинтересоваться практикой лайфхакинга ("взлом мироздания") - постоянного использования разумных новых методов улучшения жизни. Вот здесь каждому человеку должна помочь практика "концентрированного самообразования". Чем раньше человек осознает его значение и начнет раньше реализовывать навыки такого образования, тем успешнее будет его любая полезная деятельность в будущем, и большее материальное и моральное удовлетворение в жизни он будет получать. К этому выводу можно логически прийти, рассматривая тенденции современного образования.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru