Современные тенденции образованияКошкина Л.С.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Высшее профессиональное образование в Великобритании Инновационная экономика и подготовка специалистов Образование или образованность? Обучение для развития интеллекта Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся, студентам возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Для достижения этих характеристик образования существует достаточно много направлений развития современного образования. Например, к ним относятся развитие педагогических технологий, в частности, к числу таких технологий относится «концентрированное обучение», дальнейшее совершенствование системы критериев новых технологий, критериев эффективности результатов обучения и прочее. Существуют показатели качественной оценки знаний. Это - глубина знаний по числу осознанных связей данного знания с другими; системность, которая определяется как совокупность знаний в сознании студента в структуре научного знания и пр. К количественным показателям оценки знаний относятся: объем усвоенных знаний, скорость усвоения учебного материала, прочность усвоения и т.д. В целом, оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных (не полностью) показателей возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа. Эти методы широко применяются на практике в настоящее время. Особая роль в постановке образования принадлежит методу проектов. Существуют различные виды проектных работ: реферат, курсовое, дипломное проектирование и пр. Работа над проектом всегда направлена на решение конкретной актуальной проблемы с использованием экспериментальных и опытных работ и обработки результатов. В частности, некоторые дипломные проекты имеют структуру, полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты предполагают аргументацию актуальности принятой для исследования темы, определение методов исследования, источников информации, иногда выдвижение гипотез и путей решения проблемы, обсуждение полученных результатов, обозначение новых проблем. Если сказать коротко, как сейчас говорят, проект - это 5П (проблема-проектирование-поиск-продукт-презентация). Работа над проектом, в частности, дипломным проектом, может повлиять на социальную адаптацию студента, сделать его востребованным на рынке труда. К современной тенденции образования относится наличие качественного скачка в системе образования. Такой скачок обеспечен широким использованием в образовании информационных технологий, что привело к резкому повышению объема информации, используемой студентами, учениками, и быстродействию ее обработки, т.е. человек должен соответствовать по мыслительным способностям компьютеру, который сам и создал. ![]() Иллюстрация Michael Sowa (http://anastgal.livejournal.com)Однако отметим еще одно направление развития образования, связанное с использованием информационных технологий, Это поворот педагогической мысли от главенствующей роли учителя (преподавателя) в сторону ученика (студента). Эта мысль принадлежит американскому философу Дж.Дьюи. При таком подходе приоритетное значение приобрело самообразование и самоконтроль, а также разработка таких учебных средств, которые помогут индивидуальной организации образовательного процесса, т.е. речь идет о "концентрированном самообразовании". Оно логически определяется современными методами усиления интеллекта (компьютер, интернет). Врожденные способности и школьное образование - это стартовая площадка. Фактически, мы подходим к вопросу: кто выживет в XXI веке? Надо брать на вооружение концепцию "пожизненного обучения". Каждому молодому человеку нужно постоянно осваивать новые и новые навыки. Основные два из них - это умение отслеживать появление новых доступных навыков и умение оценивать свои потребности в обучении. Существует много методик - визуальная грамотность, мега-мышление и др., которые могут сделать более эффективным и качественным все, чем вы занимаетесь. Инвестиции в свой капитал заключаются именно в этом: необходимо вкладывать часть свободного времени в свое обучение, иначе можно "застрять" в прошлом. Всему можно (и нужно) учиться. Современный выпускник вуза через 10 лет успеет поработать на пяти-десяти работах. Это будет нормально, т.к. профессии уже сейчас меняются быстро и даже исчезают. ![]() Маслов О.С. Неиссякаемый родникЧтобы всегда иметь работу, надо постоянно учиться, а за неиспользование появляющихся сверхвозможностей останется винить только себя. Можно поинтересоваться практикой лайфхакинга ("взлом мироздания") - постоянного использования разумных новых методов улучшения жизни. Вот здесь каждому человеку должна помочь практика "концентрированного самообразования". Чем раньше человек осознает его значение и начнет раньше реализовывать навыки такого образования, тем успешнее будет его любая полезная деятельность в будущем, и большее материальное и моральное удовлетворение в жизни он будет получать. К этому выводу можно логически прийти, рассматривая тенденции современного образования. ![]()
Пользовательского поиска
|