Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 38 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Правовой статус саморегулируемых организаций

Васильева О.Н.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Правовой статус государственных корпораций в РФ

Правовой статус главы местной администрации по контракту

Малый бизнес - материальная основа самоуправления


Закрепление правового статуса саморегулируемых организаций определяется Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" от 17 декабря 2007 года, где, по сравнению с Временным положением от 12.07.1995 г., их правовой статус был значительно расширен.

Под  саморегулируемой  организацией  понимается некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Правовой статус саморегулируемой организации некоммерческая организация приобретает с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Основной идеей саморегулируемых организаций является переложение контрольных и надзорных функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимаются явно избыточные функции и, как следствие, снижаются бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещается с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. В связи с внедрением института саморегулируемых организаций постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.

Саморегулируемые организации создаются в следующих видах предпринимательской деятельности:

- на рынке ценных бумаг (брокерская деятельность, дилерская деятельность,     деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг);

- в строительной деятельности;

- в проектировании;

- в инженерных изысканиях;

- в инвестиционной деятельности;

- в аудиторской деятельности;

- в лизинговой деятельности;

- в оценочной деятельности;

- в деятельности арбитражных управляющих.

Правовой статус характеризуется совокупностью прав, свобод, обязанностей и возможностью нести ответственность. В соответствии с действующим    законодательством,    саморегулируемая    организация осуществляет следующие основные функции:

  1. разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемой    организации,    в   том    числе   требования    к вступлению в саморегулируемую организацию;

  2. применяет    меры      дисциплинарного воздействия, предусмотренные законами и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

  3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

  4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иными документами, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

  5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

  6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

  7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.

В соответствии с установленными статьей 6 (п.З) ФЗ "О саморегулируемых организациях" основными функциями, в процессе осуществления   своей  деятельности   саморегулируемая   организация имеет право:

  1. осуществлять контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации;

  2. от своего имени оспаривать в установленном законодательством   Российской   Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов  государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие    права и законные  интересы саморегулируемой организации,  ее члена  или  членов, либо создающие угрозу такого; нарушения;

  3. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз, проектов нормативных правовых актов;

  4. вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской     Федерации     и     органов     местного     самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации, соответственно, государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

  5. запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация, ее органы управления, специализированные органы и работники обязаны соблюдать требования Федерального закона "О саморегулируемых организациях", других федеральных законов, устав, стандарты и правила.

Особое значение при характеристике правового статуса саморегулируемых организаций занимают существующие ограничения прав ее должностных лиц и иных работников. Например, саморегулируемая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ (Митякина И.В. Особенности административно-правового статуса саморегулируемых организаций в РФ [Электронный ресурс] http://www.strsmeta.ru).

Саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия работников саморегулируемой организации, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Вместе с тем следует отметить, что в Российской Федерации в настоящее время крайне мало предпринимательских объединений для того, чтобы решать проблемы или отстаивать интересы бизнеса. И хотя саморегулируемые организации призваны ослаблять зависимость экономики от бюрократических проволочек, самостоятельно разрабатывать стандарты и правила поведения на рынке, а также следить за их соблюдением, большинство предпринимателей считают такие объединения малоэффективными.

Однако, саморегулируемая организация - довольно эффективный механизм, т.к. члены саморегулируемых организаций сами являются участниками рынка в своей отрасли и лучше всего представляют, какие проблемы в ней наиболее актуальны. В то же время следует отметить, что законодательное закрепление правового статуса саморегулируемых организаций, порядка приема в ее члены и прекращения такого членства, осуществления контроля за деятельностью членов и т.п. требует корректив в плане унификации норм.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru