Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 38 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Демографический фактор и местное самоуправление

Марченко С.А.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Местное самоуправление и миграция населения

Демографические парадоксы России

Налог на недвижимость и местное самоуправление

Местное самоуправление - полномочия и дотации


 Реформа местного самоуправления 2003–2009 г.г. происходила, в основном, в административной сфере и имела целью наделение полномочиями на местах выборных от населения, то есть максимальное приближение населения к власти, через прямые выборы местного значения. Но эта правильная, нужная и закрепленная в Конституции РФ идея на практике столкнулась с непреодолимым препятствием в форме демографического миграционного процесса. Этот процесс вызван новыми экономическими условиями.

По существу, после передела собственности в 90-х годах прошлого столетия значительная часть территорий утратила свое хозяйственное значение и пришла в упадок. Это явление связано, прежде всего, с ликвидацией планового хозяйства в масштабах всей страны, перераспределением финансовых потоков и с утратой традиционных экономических связей между территориями бывшего СССР. Огромное количество сельскохозяйственных  поселений, поселков и малых городов с единственным градообразующим предприятием остались вне хозяйственной деятельности и, вместе с тем, с почти полным отсутствием какой-либо легитимной власти. Муниципальная реформа позволила заполнить этот вакуум власти на местах, но улучшить  экономическое положение не смогла. 

На практике реформа местного самоуправления затронула в основном сельские территории с поселениями и малые города, а большие урбанизированные экономические центры - нет. Потому что сразу нашлись инициативные группы, которые прибрали к рукам доходные места, и ни о каком-либо подлинном местном самоуправлении, основанном на справедливых выборах, в этих урбанизированных центрах и речи нет.

Конечно, чисто формально все вроде соответствует  ФЗ-131 «О местном самоуправлении». Но что видят все невооруженным глазом – это несменяемые больше, чем десятилетие, мэры городов и депутаты городских собраний. Даже губернаторы,  кандидатуры которых уже больше четырех лет предлагаются Президентом РФ в особо доходных регионах, чувствуют себя, как пожизненно наделенные губернаторскими полномочиями, вне зависимости от качества жизни и уровня смертности населения данных регионов.

Необходимая для существования Российского государства вертикаль власти, которая всеми возможными способами строилась при президенте Путине В.В., оказалась не совсем прямой. В некоторых местах, а именно в экономически развитых урбанизированных зонах России, вертикаль плавно обходит эти зоны и идет вниз. Там живут по своим законам, которые только формально соответствуют ФЗ-131. По существу, там правят устойчивые кланы «бессменных правителей».  Возможно это объективный процесс государственно-корпоративного типа рыночной экономики, а возможно, это только временное явление, порожденное сознанием советской эпохи, в которой власть считалась наивысшим благом.


демографический фактор и местное самоуправление
А.М. Васнецов. Расцвет Кремля

Вместе с этим «особым путем» развития местного самоуправления в России происходят и демографические миграционные изменения. При общей тенденции  сокращения рождаемости и постоянной убыли государствообразующих народов (численность населения РФ на 2009 г. – 141,9 млн.чел.), растет численность населения урбанизированных зон – экономических региональных центров.  Самодеятельное население, человеческий капитал притягивается в крупные города, где есть возможность заниматься экономической деятельностью, возможен карьерный рост, получение образования и качественных услуг. В то же время, на значительной части территории происходит отток населения, возрастное старение, деградация структуры здравоохранения и образования.

В общегосударственном макропроцессе наблюдается тенденция, когда население России сосредотачивается в крупных городах-мегаполисах и пригородных урбанизированных зонах вокруг них, а также в городах освоенного центра.  Северная часть, Сибирь и Дальний Восток постепенно утрачивают государствообразующее население России. А по всей территории, без разницы от региона, идет другой – микропроцесс: в сельской местности происходит обезлюдение территории с ростом доли крупнейших поселений (более 5 000 чел), однако их крайне мало - менее 1% сельских населенных пунктов. А население малых городов, в целом, сильно сокращается и переселяется в крупные экономические центры.  Существует уже довольно много городов-призраков с закрытыми градообразующими предприятиями.


Таблица 1. Количество городов и поселков городского типа в РФ

 

1989
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2009

Гоpода и поселки гоpодского типа -
всего

 

3230

 

2940

 

2932

 

2890

 

2560

 

2454

 

2443

 

2455

 

2417

 

103541

из них с числом
жителей,
тыс.человек:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до 3

602

606

594

583

426

368

370

379

362

631

3 - 4,9

541

414

415

408

341

320

318

323

320

1283

5 - 9,9

795

683

686

674

607

588

581

579

564

4047

10 - 19,9

564

524

526

521

484

480

477

482

475

6629

20 - 49,9

398

383

383

377

375

374

376

371

376

12096

50 - 99,9

165

163

162

162

158

156

154

157

156

10889

100 - 499,9

131

134

133

132

135

134

132

129

129

26923

500 - 999,9

22

20

20

21

23

23

24

24

24

15388

1 млн. и более

12

13

13

12

11

11

11

11

11

25655



Таблица 2. Количество проживающих в городах и поселках городского типа в РФ (тыс. чел.)

 

1989
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009

Гоpода и поселки гоpодского типа -
всего

 

107959

 

106429

 

106321

 

105818

 

104719

 

104105

 

103778

 

103773

 

103541

  из них с числом
  жителей,
  тыс.человек:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до 3

1084

1012

974

948

715

623

623

638

631

3 - 4,9

2145

1642

1625

1597

1355

1275

1268

1291

1283

5 - 9,9

5678

4880

4868

4790

4380

4220

4160

4162

4047

10 - 19,9

7873

7325

7330

7272

6796

6719

6676

6752

6629

20 - 49,9

12532

12277

12290

12123

12066

12064

12147

12034

12096

50 - 99,9

11286

11083

11024

11085

10831

10747

10672

10960

10889

100 - 499,9

28162

28391

28153

27986

28027

27987

27317

27008

26923

500 - 999,9

14040

12403

12398

13453

14968

14903

15360

15352

15388

1 млн. и более

25159

27416

27659

26564

25581

25567

25555

25576

25655


Урбанизированные зоны крупных экономических городов-центров, ставшие местом притяжения человеческого капитала, вступили в новый этап своего роста – субурбанизацию. С улучшением качества жизни горожане стали переселяться в загородные дома и дачи, при этом сохраняя за собой квартиры в городе. Происходит расползание урбанизированной территории, которая еще более увеличивает возможности притяжения рабочей силы, и не только из России. Миллионы граждан ближнего и азиатского дальнего зарубежья легально и нелегально постепенно осваивают и заселяют эти урбанизированные территории.


Таблица 2. Показатели миграции в РФ (чел.)

 

1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Прибыло в Российскую Федерацию - всего
597651
513551
379726
359330
193450
184612
129144
119157
177230
186380
286956
281614
Выбыло из Российской Федерации - всего
232987
213377
214963
145720
121166
106685
94018
79795
69798
54061
47013
39508

В настоящее время распределение граждан России примерно таково: почти 73% - городское население и 27% - сельское. В абсолютном исчислении это составляет 103,54 млн.чел.(2009г), а в сельской местности – 38,2 млн.чел.  Из городского населения в крупных городах  живут  40.928 млн.чел. (без учета пригородных зон и городов спутников).  И миграционный процесс все ускоряется. К этому процессу добавляется поток русскоязычных беженцев из бывших советских республик Средней Азии и Закавказья, а также беженцы уже с российской территории республик Северного Кавказа, которые покидают свои дома из-за административного и криминального давления местных национальных элит.

В то же время, уже совсем по другим причинам и с другой мотивацией в российские мегаполисы прибывают  трудовые мигранты, а часто и просто криминальные элементы с тех национальных республик, откуда бежало русскоязычное население. Создалась реальная угроза  перманентных конфликтов на национальной почве, которую, учитывая сложную инфраструктуру больших городов и мегаполисов, решить только силовым путем, без принятия мер и законов, на законодательном уровне невозможно.

Один из возможных вариантов решения многих проблем в мегаполисах, урбанизированных зонах и крупных городах – это доработка ФЗ-131 под практическое действие в условиях крупных урбанизированных зон, с их социально разобщенным населением, а также большим и очевидным социальным расслоением этого населения.  Конституция РФ провозглашает равенство людей, но вот только вклад в развитие российского общества у всех разный и это надо все же учитывать в принимаемых законах. Учитывается здесь все довольно просто и в достаточной мере объективно. Основным показателем является величина налогов, уплачиваемая каждым физическим лицом, а также вклад в различные виды социально-общественной деятельности на безвозмездной основе. При формировании всей системы местного самоуправления, прежде всего, надо учитывать именно мнение добросовестных налогоплательщиков и социально активных людей.      





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru