Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 37 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Образовательная система наукоградов Российской Федерации


Кострюкова Н.Н.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Инновационная экономика и подготовка специалистов

Американская школа


Образовательная система наукоградов имеет ряд своих особенностей и преимуществ. Можно отметить, что в подобных поселениях высок, по сравнению с другими городами, интеллектуальный  потенциал, отмечается особая атмосфера, способствующая развитию образования на базе высоких инновационных технологий с привлечением ведущих специалистов-практиков. Непосредственная близость к производству позволяет не ограничиваться одной теорией, а сразу же проверять свои знания на практике. Особенность формирования образовательной системы в российских наукоградах заключается в некоторых отличиях их возникновения от формирования западных технополисов.  Как правило, в развитых странах города, похожие по типу на российские наукограды, формировались вокруг университетского центра, обрастающего лабораториями, исследовательскими институтами и производственно-испытательными объектами [Павлов А.П. Интеллектуальный потенциал России: сохранение и перспективы занятости в наукоградах// Экономический журнал ВШЭ, №2 1998.].

 В России ситуация прямо противоположная - наукограды создавались вокруг промышленных предприятий, как правило, оборонного характера. Поэтому на сегодняшний день стоит насущная проблема формирования в российских наукоградах образовательной системы, которая не только бы давала возможность предприятиям этих поселений формировать свой кадровый потенциал, но и готовить высококвалифицированных специалистов для всей страны.

В этой связи наиболее продуктивным является решение, предлагаемое Министерством образования и науки РФ, о поэтапной работе в образовательной сфере. Выделяются довузовский период привлечения молодежи в научно-техническую деятельность, непосредственно вузовская подготовка и послевузовское обучение в аспирантуре.

наукограды Российской Федерации - Дубна

Одним из наукоградов, наиболее активно и комплексно решающих систему этих задач, является город Дубна [Информация о наукограде Дубна на официальном сайте города - http://www.dubna.ru], который среди наукоградов Московской области представляет особый интерес. Основанием для этого служат очень важные предпосылки и совокупность условий, отличающих этот город. Прежде всего, здесь была создана совершенно особая атмосфера, характеризующаяся высоким научным потенциалом, общим, выгодно отличающимся от многих небольших городов, уровнем культуры, интеллектуальным уровнем жителей и, несмотря на сравнительно невеликий срок существования Дубны, как города, высоким уровнем науки, технологий и производственных объектов, с уже сложившимися традициями преемственности в ориентации молодежи на высокоинтеллектуальную деятельность.

Усилиями администрации города и службы занятости в Дубне налажена система подготовки и переподготовки кадров, учитывающая меняющиеся в рыночных условиях потребности в квалификации и знаниях специалистов. Эта деятельность входит составной частью в созданную и успешно функционирующую в Дубне систему единого образовательного пространства. В основу этой модели положена концепция опережающего образования, суть которой в ориентации обучения на своевременную подготовку людей к будущему, приоритетное развитие данного сектора деятельности в городе в современных условиях.

При этом учитываются происходящие на научно-производственных объектах Дубны и оборонных предприятиях весьма сложные процессы конверсии, вызывающие необходимость в существенном и многоплановом изменении профессиональной структуры кадров применительно к новым условиям, переходу на выпуск продукции гражданского назначения.

Система образования Дубны последние 6-7 лет включает реализацию следующих основных взаимосвязанных направлений:

  • переустройство системы профессионального образования;
  • развитие традиционной школы;
  • обучение одаренных детей;
  • обучение детей со специфическими потребностями;
  • развитие системы дополнительного образования;
  • создание единой системы детского дошкольного воспитания и образования.
  • Центральное место в системе образования Дубны занимает Международный университет Природы, Общества и Человека, созданный благодаря усилиям и взаимодействию мэрии города, Международного института ядерных исследований - ОИЯИ, АЕН России, и администрации Московской области. Открытие Университета, несомненно, имеет огромное значение, как для самой Дубны, так и для всего Московского региона.

    Университет «Дубна» был открыт 1 октября 1994 г. решением Администрации Московской области. В 2001 г. ему был присвоен статус губернаторского университета.

    Сегодня университет признан российским образовательным сообществом как образовательное учреждение, имеющее свою образовательную концепцию и отвечающее современным требованиям, предъявляемым к высшим учебным заведениям.

    В 2001 году была разработана Программа развития государственного образовательного учреждения Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» на 2001—2004 годы, утвержденная постановлением губернатора Московской области Б.В. Громова от 26.07.2001 № 611-РГ.

    Начавшийся экономический рост и внедрение в Московской области новых информационных, инновационных и инвестиционных технологий требуют адекватного решения проблемы кадрового обеспечения, соответствующего среднесрочным и долгосрочным тенденциям развития Московской области.

    Университет «Дубна» был создан для подготовки специалистов, способных воспринять и реализовать в своей дальнейшей деятельности идеи о целостности природы, общества и человека, их взаимосвязи и взаимозависимости. Университет готовит разносторонне образованных специалистов, востребованных на рынке труда Московской области, сочетающих глубокие энциклопедические знания в области гуманитарных и естественных наук с углубленной подготовкой по выбранной специальности.
    Развитие университета ориентировано на государственные планы и региональные программы, нацелено на подготовку высококвалифицированных специалистов и основано на учете интересов социально-экономического развития территории и тенденций изменения рынка труда. Создание университета и его филиалов обеспечило возможности получения образовательных услуг и возможного трудоустройства вблизи места постоянного проживания.

    Развитие университета идет в направлении создания базового методического и методологического центра Московской области по профессиональному образованию, действующего согласованно с органами государственной власти Московской области в интересах Московской области в целом, в том числе на основе участия университета в разработке и реализации программы развития профессионального образования в Московской области, в формировании и выполнении государственного заказа на подготовку специалистов, создании системы периодической переподготовки и повышения квалификации преподавателей и специалистов.

    В университете «Дубна» и его филиалах в городах Дзержинский, Протвино, Дмитров и Котельники обучаются более пяти тысяч студентов, в том числе по очной форме обучения — более трёх тысяч. Профессорско-преподавательский состав составляет 612 человек, в том числе — 69 профессоров и 301 доцент. Среди преподавателей академики РАН, РАМН, РАО и РАЕН. Университет готовит бакалавров, специалистов и магистров по 23 специальностям и 11 направлениям в естественнонаучном, гуманитарном, социально-экономическом и техническом направлениях. Выпускники университета «Дубна» пользуются высоким спросом па рынке труда Московской области.

    С 1995 г. в университете работает аспирантура по 12 специальностям:
    — «Радиобиология»;
    — «Геоэкология»;
    — «Экономика и управление в народном хозяйстве (по отраслям)»;
    — «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»;
    — «Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых»;
    — «Теория языка»;
    — «Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)»;
    — «Управление в социальных и экономических системах».

    Общая атмосфера Дубны, наличие в ней научных коллективов высочайшего профессионального уровня, а также специфическая направленность исследований, охватывающих наиболее продвинутые проблемы глубокой физики, атомной энергетики, высокотехнологичного машиностроения, несомненно, послужили основой для формирования принципиально новой концепции «Университета «Дубна», которая отражает идеи В.И. Вернадского о целостности мира, взаимном влиянии геологических, биологических и социальных процессов.

    Структура Университета «Дубна» отражает эту концепцию. Университет имеет шесть выпускающих кафедр и готовит специалистов по следующим направлениям: «Лингвистика», «Системный анализ и управление», «Социальная работа», «Экономика» и «Юриспруденция».

    Особо следует подчеркнуть, что состав получаемых в Университете «Дубна» специальностей отвечает сегодняшним запросам и структуре кадровой потребности не только Дубны, но и в значительно больших масштабах. Вместе с тем, нельзя не отметить, что по проблемам экологии в научно-исследовательских организациях Дубны накоплены богатейший исследовательский материал, научные и инженерные разработки; все это используется в процессе обучения по соответствующим дисциплинам.

    Университет «Дубна» пользуется популярностью среди оканчивающих школы, а также среди желающих получить второе образование - конкурс среди абитуриентов достаточно высокий (от 4 до 11 человек на место в зависимости от направления обучения). И это несмотря на сравнительно небольшую удаленность Дубны от Москвы с ее многочисленными вузами.

    Интересно отметить своеобразный путь наукограда: от директивно созданного крупного научного центра к городу, в котором все большее значение приобретает образовательная сфера. Представляется, что Университет «Дубна», наряду со своими специальными функциями, станет со временем средоточием научно-общественной деятельности, объединяющей специалистов различных профилей, базой для проведения широкой работы - конференций, семинаров и т.д.

    Помимо высшего образования, большую роль в формировании единого образовательного пространства Дубны играет средняя школа. С начала  XXI века российская система образования вступила в полосу обновления – модернизации. Определены целевые установки развития образования:  приоритет школьного образования, его соответствие целям опережающего развития, подготовка образовательной президентской инициативы «Наша новая школа».

    Реализация городской программы «Комплексный проект модернизации общего образования в городе Дубне Московской области на 2008-2009 гг.» подготовила в целом муниципальную систему общего и дополнительного образования к переходу на новые условия существования и развития в инновационном режиме. 

    Приоритетный национальный проект «Образование» и «Региональный комплексный проект модернизации образования», изначально нацеленные на отбор и поощрение  лучших школ и педагогов,  привлекли к проблемам образования общественное внимание, способствовали активизации инновационных процессов. Это позволило учреждениям образования г. Дубны показать свой лучший опыт, с его помощью увидеть, как развивается система общего образования  в целом, а также на разных уровнях стимулировать это развитие.

    В Дубне сформирована оптимальная сеть учреждений общего образования, включающая 14 муниципальных и 3 негосударственных общеобразовательных учреждения, где обучаются около пяти тысяч человек. Среди них есть школы, в которых созданы традиции,  позволяющие каждому проникнуться их удивительной атмосферой, мудростью, опытом поколений, и школы, построенные сравнительно недавно. Каждая школа – уникальна. Важно отметить, что все школы Дубны имеют всё  необходимое для образования детей и их всестороннего развития.

    Возможности сетевого взаимодействия в нашем городе позволяют  реализовывать образовательные программы различного уровня для раскрытия способностей детей, для их подготовки к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире; обеспечивают равный доступ жителей города к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места  проживания и состояния здоровья. 

    Весомое значение в современной школе  приобретает внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Сегодня наши  школы стали центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом, что стало возможным благодаря системному взаимодействию школы и учреждений дополнительного образования.

    По результатам масштабного исследования, проведённого Министерством образования  Московской области,  система общего образования г.Дубны  была отнесена к самому высокому кластеру: высокий уровень организации учебно-воспитательного процесса соответствует высоким результатам обучающихся. По результатам экспертизы 2008 года муниципальная система общего образования города Дубны имеет самый высокий рейтинг среди 72 районов Московской области.

    Кроме того, в Дубне функционирует филиал МИРЭА, где также готовят специалистов для научно-исследовательских и производственных организаций города.

    Создание новой и реструктуризация существующей системы в наукоградах и технополисах порождает ряд важнейших проблем и не только организационного, но и принципиального характера. Симбиоз науки, обладающей мощной экспериментальной базой, огромным, наработанным потенциалом и высококвалифицированными, но все более стареющими кадрами, и образовательной системы может опираться на решение не только экономических, но и социальных задач. Должны разрабатываться различные формы взаимообогащающего сосуществования науки, научно-инженерной деятельности с образовательными учреждениями. При этом для различных типов наукоградов и технополисов эти формы могут варьироваться в зависимости от специфики местных условий, наличия учебных заведений в регионе и т.д.





    Пользовательского поиска




    в начало

    при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
    уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

    Проблемы МСУ

    Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

    Ramblers Top100
    Рейтинг@Mail.ru