Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам оглавление  № 36  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Органы местного самоуправления и прокуратура в едином правовом пространстве России (обзор за февраль 2010 года)

РУБРИКА


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Органы местного самоуправления и прокуратура - начало рубрики

Органы местного самоуправления и прокуратура - обзор апрель-2010

Предмет ведения и полномочия местного самоуправления

Реформа власти


В этой рубрике освещаются действия региональных подразделений Прокуратуры РФ и органов местного самоуправления в законотворческой деятельности. Цель - дать возможность органам местного самоуправления не повторять правовых ошибок в своей деятельности.


Обзор по регионам Российской Федерации (февраль 2010 года)

Прокуратура Республики Саха (Якутия)


Прокурор Ленского района обязал главу муниципального образования «Поселок Пеледуй» устранить нарушения законодательства, регламентирующего порядок регистрации уставов муниципальных образований.

Прокуратурой Ленского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Поселок Пеледуй» Ленского района действующего законодательства, регламентирующего порядок регистрации уставов муниципальных образований и решений о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Установлено, что решением поселкового Совета муниципального образования «Поселок Пеледуй» от 23 июля 2009 г. № 12-06 внесены изменения и дополнения в устав муниципального образования.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.07.2005 г. №97-ФЗ «О регистрации уставов муниципальных образований», глава муниципального образования обязан в течение 10 дней со дня официального опубликования устава муниципального образования направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В нарушение указанного, глава муниципального образования «Поселок Пеледуй» до настоящего времени не направил сведения об источнике и о дате официального обнародования Решения поселкового Совета муниципального образования «Поселок Пеледуй» от 23 июля 2009 г. № 12-06 «О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования «Поселок Пеледуй» в регистрирующий орган, что является недопустимым и свидетельствует об игнорировании должностными лицами требований федерального законодательства.

По данному факту прокуратурой района 02.02.2010 г. в Ленский районный суд направлено заявление о признании бездействия главы муниципального образования «Поселок Пеледуй» по не направлению в регистрирующий орган соответствующих сведений об источнике и о дате официального обнародования Решения поселкового Совета от 23 июля 2009 г. № 12-06 «О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования «Поселок Пеледуй» незаконным и обязании в десятидневный срок устранить нарушения закона.

Старший помощник прокурора
по взаимодействию со СМИ и общественностью
М.К.Матвеева




Прокуратура Красноярского края


Очень хорошая рубрика на официальном сайте прокуратуры Красноярского края www.krasproc.ru - «Прокурор разъясняет закон». Редакция приводит выдержку из рубрики, которая касается не только жителей Красноярского края. Другие разъяснения в данной рубрике также заслуживают внимания, благодаря своей четкости и предельно доступной конкретизации темы.

«Дачная амнистия» (порядок оформления прав собственности на землю в садоводческих товариществах)

С 01.09.2006 вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Чаще всего этот закон называют «дачной амнистией».

Закон регламентирует процесс регистрации не только дачных участков, но и массы построек - садовых, дачных домиков, гаражей, жилых домов, которые люди успели нажить еще в советские годы или в период установления рыночных отношений.

Только в нашем крае насчитывается около 1 200 000 объектов, которые подпадают под действие закона о дачной амнистии. По большому счету, дачная амнистия касается лишь тех, кто ничего противоправного не совершал, а только не успел оформить в установленном порядке свое недвижимое имущество. Поэтому таким гражданам предоставлена возможность перевести свои дачи, жилые дома и гаражи на легальное положение.

Следует отметить, что упрощенный порядок  оформления прав граждан законом о дачной амнистии предусмотрен только для тех земельных участков, которые предоставлены до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 30 октября 2001 года.

Еще многие садоводы и дачники не оформили свои права на земельные участки. Некоторые до сих пор считают это совершенно необязательным. Но это неправильно, так как отсутствие правоустанавливающих документов на землю может обернуться для владельца участка большими неприятностями.

Во-первых, при отсутствии документов на землю гражданина всегда могут попросить ее освободить. Во-вторых, сосед по участку, да и любой посторонний человек могут самовольно захватить якобы ничей участок. А защитить свои права, в том числе в суде, дачник не сможет, потому что документов на землю у него нет.

Итак, чтобы оформить право собственности на земельный участок, гражданину необходимо иметь подлинники и ксерокопии следующих документов:

  • свидетельство на право собственности на землю, выданное администрацией города либо района или комитетами по земельным ресурсам. Такие свидетельства выдавались в период с 1991 по 1999 год.

Если такое свидетельство отсутствует, то необходимы документы, подтверждающие отвод земельного участка садоводу, а именно: постановление (распоряжение) органа местного самоуправления о предоставлении участка в собственность для ведения садоводства. При отсутствии на руках акта органа местного самоуправления, выписку из постановления (распоряжения) администрации можно получить в краевом архиве по ул. К. Маркса, 6.

  • может пригодиться членская книжка садовода.
  • обязательно нужен паспорт гражданина,
  • а также документы, подтверждающие права на льготы, если гражданин относится к категории льготников.

В соответствии с законом, обязательным приложением к свидетельству о праве собственности  или  к постановлению (распоряжению) администрации о предоставлении участка в собственность является  кадастровый паспорт соответствующего земельного участка, то есть документ, который определяет границы надела, его местоположение и указывает привязку участка к местности.

Если такого паспорта нет, то придется  провести работы по межеванию  участка. Этим занимаются соответствующие подрядные организации. Оплачивает эти работы  владелец участка, но для некоторых граждан, имеющих льготы, землеустроительные работы проводятся за счет бюджета города.

На деле, чтобы оформить кадастровый паспорт,  нужно собрать множество бумаг, а  их оформление стоит в среднем по России около 20 тысяч рублей. Особенно тяжело осилить такую сумму пенсионерам.

Поэтому с марта 2007 года (постановление администрации от 05.03.2007 № 121) администрация города Красноярска проводит работы по оформлению прав на земельные участки, а также на объекты недвижимости, созданные на таких земельных участках, за счет бюджета города.

В перечень граждан, имеющих право на указанную льготу, включены граждане, на которых распространяется действие Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов». Включены также реабилитированные, ветераны труда Красноярского края, лица, имеющие трех и более детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста; одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; и еще ряд граждан.

Те, кто попадает в льготную категорию и нуждается в помощи при оформлении прав на земельные участки, расположенные в черте Красноярска, могут обращаться в департамент муниципального имущества и земельных отношений по ул. К. Маркса, 75.

Гражданам, у которых земельные участки расположены в Манском, Березовском, Емельяновском районах, следует направиться к представителям администраций указанных районов на ул. 9 Мая, 12 в г. Красноярске.

Итак, если у гражданина имеется постановление администрации о предоставлении земельного участка, план границ земельного участка или межевой план, он вправе обратиться в Земельную кадастровую палату для проведения кадастрового учета земельного участка и получения кадастрового паспорта участка. После всего этого можно направляться в управление Росрегистрации по Красноярскому краю на ул. Дубровинского, 114 для оформления свидетельства о государственной регистрации права собственности.

Законодательством допускается оформление прав на земельные участки всем садоводством. Для этого необходимо на общем собрании  садоводческого объединения принять решение о таком пути оформления прав, на собрании также определить  человека, который будет представлять интересы всех садоводов в администрации города, кадастровой палате, управлении Росрегистрации, выдать ему доверенность. После этого  сообща вызвать специалистов по проведению землеустроительных работ.

Очень часто имеют место случаи, когда  фактическая площадь используемого участка  отличается в сторону повышения от первичных документов о предоставлении земли. Например, в постановлении администрации указано о выделении 6 соток для ведения садоводства, а  по результатам межевания  площадь составила 7 соток. В такой ситуации не стоит волноваться, потому что Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» статья 25.2 гласит, что государственная регистрация права собственности гражданина на  земельный участок осуществляется также и в случае, если: сведения о площади земельного участка, содержащиеся в ранее выданных гражданину документах, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка.

Регистрация права собственности производится также, если кадастровый паспорт земельного участка не содержит сведений о нем в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе, если в  паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что сведения о земельном участке подлежат уточнению и тому подобное).

Если гражданину садовый или дачный земельный участок ранее был предоставлен  на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования,  на этот участок также может быть зарегистрировано право собственности. При этом принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Анализ результатов проверок, проведенных органами прокуратуры по обращениям граждан по вопросам оформления прав на земельные участки, показал, что в ходе реализации закона о дачной амнистии возникает множество проблем.

Например, нередко у садовода имеется  на руках только членская книжка садовода. А первичные документы по предоставлению земельного  участка  отсутствуют. Поэтому оформить участок в собственность в рамках закона о дачной амнистии  такому человеку просто невозможно.

Решением Малого Совета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 15.01.1992 ряду предприятий и организаций в Емельяновском районе на платформе Калягино выделены земли для организации садоводческих товариществ. Однако документы о том, какие садоводческие товарищества были организованы предприятиями и учреждениями, указанными в решении Малого Совета у садоводов отсутствовали.

При разрешении в прокуратуре жалоб садоводов было установлено, что ни в органах Роснедвижимости, ни в архивах края и Емельяновского района не имеется землеустроительной документации об определении на местности границ садоводств. На территории юридически неоформленных садоводств землеустроительные работы не проводились, границы садоводств в натуре с 1992 года до настоящего времени не  определены.

По сведениям органов Роснедвижимости, первоначальное местоположение и контуры земельных участков указанных садоводств также не представляется возможным определить в связи с отсутствием в государственном фонде данных землеотводных материалов либо землеустроительных дел. Поэтому у садоводов был один выход: в целях формирования единой территории каждого садоводства и на основании ст. 4 Федерального закона «О землеустройстве» заключить от имени садоводческого товарищества договор с землеустроительной организацией на проведение межевания всей территории, которая фактически занята конкретным садоводством.

Необходимость в подготовке проекта организации и застройки территории садоводства следует из норм статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно данной статье гражданин, являющийся членом данного садоводства, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления этого гражданина или его представителя.

К данному заявлению прилагаются следующие документы:

-описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

-заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, орган местного самоуправления вправе запросить дополнительно следующие документы:

-удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

-выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

Лицам, у которых документы не сохранились, нужно попытаться их отыскать. Например, обратиться в краевой архив по ул. К. Маркса, 6 с запросом о выдаче копии акта органа местного самоуправления о предоставлении земли для ведения садоводства или иных целей. Можно обратиться в архивный отдел администрации района, где находится участок. До 90-х годов такие решения принимали исполкомы районных, городских Советов депутатов. Отказ управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в регистрации права собственности на земельный участок может быть обжалован в суд.

 И еще один важный момент. Действие закона о дачной амнистии должно было закончиться 01.01.2010. Но, к радости многих садоводов, 17.07.2009 Президент России подписал федеральный закон, которым дачная амнистия продлена до 01.03.2015.




Прокуратура Республики Дагестан


О результатах проведенной прокуратурой Левашинского района проверки законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

В ходе проведенной прокуратурой Левашинского района проверки выявлены нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие коррупциогенные факты.

Так, постановлением Собрания депутатов муниципального образования «Сельсовет Верхне-Лабкомахинский» от 15.06.2009 г. «Об установлении земельного налога» установлен земельный налог на территории данного МО.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 указанного постановления, от уплаты налога освобождены все категории льготников.

Положение этого постановления в части предоставления льгот по уплате налога на землю имеет коррупциогенные факторы, так как неопределенное и не конкретизированное понятие «все категории льготников» устанавливают правоприменителю широкие возможности необоснованного применения льгот по налогообложению, так как значительное количество граждан пользуются различного рода льготами и тем самим создают условия для проявления коррупции.

Аналогичные нарушения закона выявлены в 17 нормативных правовых актах сельских муниципальных образований района.

Прокуратурой района в адрес 5 Собраний депутатов МО направлены требования и принесено 12 протестов, из которых к настоящему времени уже рассмотрены и удовлетворены 3 требования и 8 протеста.




Источники: http://www.proksakha.ru, http://www.krasproc.ru, http://www.dagproc.ru


Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru