Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
журналы по темам оглавление  № 35  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Моногорода - проблемы и пути решения


Орлеанская Э.К.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Местное самоуправление в моногородах России

Повышение занятости в моногородах: отечественный и зарубежный опыт

О статусе и принципах взаимодействия органов управления малых городов-райцентров и районов

Алтайский край

Томская область


Проблема моногородов преобрела широкий общественный резонанс с обострением мирового кризиса, когда тысячи людей в прямом смысле слова оказались на грани выживания. Именно тогда встал вопрос об опасности существования населенных пунктов, полностью зависимых от одного или двух крупных предприятий. Такие населенные пункты принято называть моногорода. Советская модель обеспечения моногородов изжила себя. Зависимость от государственных заказов является тормозом для развития экономики отдельных территорий в условиях рынка.

моногорода - проблемы и пути решения

Надежда местных властей на то, что проблема моногородов устроится сама собой, не оправдалась. Особенно острой оказалась ситуация на крупных промышленных предприятиях. Экономическая составляющая отразилась на всех без исключения сторонах жизни людей, проживающих и работающих в депрессивных зонах. Так, в Нижнем Тагиле, который относится к категории городов с монопрофильной экономикой, наряду со снижением расходов на персонал (снижение заработной платы, сокращение социальных пакетов, массовые увольнения), существенно сократились расходы на социальные и инфраструктурные программы.   Некоторые населенные пункты не смогли самостоятельно справиться с навалившимися проблемами, и государству пришлось решать социальные вопросы практически  силовыми методами (город Тольятти).

Моногорода представляют собой уменьшенную модель России в целом и большинство трудностей, с которыми они сталкиваются, характерны для всех без исключения населенных пунктов нашей страны. Отсутствие квалифицированных кадров, изношенность и несовременность оборудования, социальное безразличие населения – все это проблемы России последних лет.

5 ноября 2009 года состоялось заседание Круглого стола  по теме: «Моногорода: от тактики выживания к стратегии развития». В работе круглого стола приняли участие: члены  РСПП; представители органов государственной власти: Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства регионального развития РФ,  Министерства энергетики РФ, Министерства экономического развития РФ; Министерства здравоохранения и социального развития РФ; представители Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ; представители органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; руководители российских и зарубежных компаний; руковоители промышленных предприятий, научных организаций;  ученые, эксперты, представители СМИ.

Девизом круглого стола стал отказ от формальной констатации фактов и внесение  конкретных предложений по преодолению   проблем моногородов. Безусловно, решать эти трудности можно только при комплексном участии государства, субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также представителей бизнеса. Наблюдается прекладывание ответственности друг на друга между органами государственной власти и бизнесменами. Первые настаивают на том, что государство должно подготовить законодательную базу, а бизнес обязан вкладывать свои средства в развитие экономики моногородов. Вторые настаивают на обязательных государственных вливаниях в социальную сферу и инфраструктуру, оставляя за собой право выборочных капиталовложений.

При этом, как оказалось, не существует ни четкой законодательной платформы, ни долговременных, а главное, уже реализуемых экономических программ. Так, нет четкого определения критериев моногорода, что автоматически обостряет идентификацию проблемных населенных пунктов. То есть вместо того, чтобы своевременно получить необходимую помощь или льготы, приходится доказывать свою принадлежность к моногородам. Что касается участия бизнеса, то его так и не удается убедить участвовать в проектах с долей финансовых рисков, к которым можно отнести большинство предприятий страны.

Остается неясным, как решать проблемы налогообложения моногородов,  как укреплять социальную сферу. Но самым острым вопросом в области так называемых «депрессивных территорий» остается человеческий фактор. Решение этой проблемы находится в непосредственной взаимосвязи со всеми направлениями внутренней политики государства. Численность постоянного населения России стабильно сокращается, уровень жизни  -  снижается. Наблюдается постоянный дефицит кадров, что связано и с низким качеством образования, и со стремительным старением населения.

В отличие от других стран мира, в России наблюдается крайне низкая мобильность трудовых ресурсов. Люди не готовы переезжать в другие населенные пункты,  даже если им гарантируется стабильная работа. Это связано с низкими заработными платами, которые предлагаются специалистам, а также с отсутствием нормального жилья, которое должно предоставляться приезжей рабочей силе. Последняя проблема является основной не только для моногородов, но и для всех населенных пунктов России, включая города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург. Везде отмечается износ водопроводов, теплосетей, дорог и самих зданий жилого фонда. Поэтому возможность решения проблем моногородов путем переселения ее работоспособных жителей в другие регионы остается практически невыполнимой. Удручает и отсутствие какого-либо положительного опыта и динамики по преодолению этой проблемы  в России.   Определенные успехи некоторых территорий носят эпизодический и ненадежный характер. Западные модели плохо приживаются на российской земле, либо имеют ряд существенных недостатков.

Однако, и в такой критической ситуации существует довольно много предложений по решению проблем моногородов.

Практически все заинтересованные в проблеме моногородов сходятся во мнении, что проще и выгоднее будет не ликвидировать, а развивать моногорода. При непосредственном участии государства, органов местного самоуправления и всех заинтересованных граждан необходимо разрабатывать, а главное, реализовывать долгосрочные программы по трансформации экологического ландшафта, экономики, городской среды и изменению стиля и образа жизни. В первую очередь, нужно стимулировать и заинтересовать само население в возможности повышения уровня и качества жизни.

Так, руководство Верхнесалдинского городского округа (мировой лидер в производстве титана) основную ставку сделало на строительство и реконструкцию жилых домов, развитие системы образования, здравоохранения и туризма (смотреть подробнее презентацию в формате PDF).  Нижний Тагил свою основную цель видит в привлечении иностранных бизнес-партнеров, для чего особое внимание предлагает уделить проблемам экологии и подготовки квалифицированных кадров. В этой сфере на стадии проработки уже находятся пять крупных проектов, общая стоимость которых составляет около 40 миллиардов рублей (смотреть подробнее презентацию в формате PDF). 

Те государственные проекты, которые пытается реализовать правительство страны в области образования, спорта, правовой, нравственной, трудовой культуры, должны найти поддержку со стороны местной власти и самих людей. Только когда и у простых жителей, и у бизнесменов, и у руководителей возникнет персональная ответственность не только за сегодняшний день, но и за будущее, удастся решить проблему моногородов и проблему экономического, социального и культурного подъема всей страны.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru