Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 33  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Меры по защите национальных интересов России от внешних угроз в экологической сфере
(продолжение, начало в № 32 - перейти)


Герасимов А.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Экологические проблемы мегаполисов - проблема питьевого водоснабжения

Экологический терроризм как потенциальная угроза

Причины деградации экологического законодательства

Ложь во спасение - авария на АЭС «Фукусима-1» в Японии

Климат и безопасность

Экология и безопасность


В предыдущей статье (см. № 32 журнала "Проблемы МСУ") были рассмотрены внутренние угрозы экологической безопасности современной России. Также существуют угрозы глобального характера: глобальное потепление, разрушение озонового слоя, повышение уровня океана, сокращение площади тропических лесов, деградация земель, их опустынивание и ухудшение условий жизни людей. Нарушен естественный механизм стабилизации окружающей среды в результате все возрастающей хозяйственной деятельности человека, мощность которой в энергетическом исчислении, в основном за счет использования ископаемого топлива (90  процентов), достигла 10  процентов мощности фотосинтеза и охватила более 60  процентов поверхности суши.

Есть четыре группы основополагающих источников внешних угроз национальным интересам России в экологической сфере.


Первая группа основана на несовершенстве концепции устойчивого развития, которая допускает возможность всеобщего недифференцированного экономического роста в условиях ограниченности несущей емкости Земли, выхода за пределы этой емкости и нераспределенности прав на использование экологического потенциала внегосударственных пространств.

Комплекс сопряженных с этим опасностей для России включает угрозы экологической безопасности РФ:
- в результате потери устойчивости глобальной биосферой;
- угрозы правам РФ на использование определенной части потенциала внегосударственных пространств и их несущей емкости;
- угрозы несущей емкости территории РФ, бесконтрольно используемой мировым сообществом;
- угрозы экономике РФ в результате продолжения экономического роста индустриальных государств и переиспользования ими ограниченной несущей емкости Земли.


Вторая группа источников внешних угроз обусловлена идущим в мире процессом экологизации общественного сознания, спроса, производства, потребления, мирового рынка товаров и услуг.

Комплекс сопряженных угроз включает:
- попытки Запада воздействовать на формирование экологического сознания российского населения;
- превращение показателя экологичности в критерий конкурентоспособности государства на внешних рынках;
- внедрение западных компаний в экономику СНГ под предлогом предоставления экологической помощи и их стремление использовать территорию России для захоронения отходов вредных производств 1 ;
- курс Запада на сбор информации об источниках, причинах и масштабах экологического ущерба в стране;
- ужесточение международных экологических стандартов как осложнение доступа РФ на мировые рынки;
- рост зависимости от импорта экологически чистых товаров и услуг.


Третья группа источников внешних угроз обусловлена развитием процесса управления экологической взаимозависимостью в мире. Важнейшими в перечне сопутствующих угроз являются дискриминационные положения действующих и разрабатываемых природоохранных соглашений; трансформация конвенционных инструментов в динамичные структуры, возможности российского влияния на которые ограничены.


Четвертая группа источников обусловлена тенденцией к превращению проблемы устойчивого развития человека в стержневой элемент концепции устойчивого развития, а также акцентом на экологических правах личности.


Сопряженная с этими тенденциями угроза для России заключается в попытках Запада навязать миру конвенцию по вопросам устойчивого развития человека и на этой основе открыть новый канал вмешательства во внутренние дела суверенных государств, включая Россию, и наложения на них санкций в случаях неисполнения обязательств по этой конвенции или нарушения экологических прав граждан других государств.

Опасность существующих внешних угроз в рассматриваемой области усугубляется низкой приоритетностью экологической проблематики в системе национальных приоритетов 2, а также угрозой оттеснения России на вторые роли в процессе формирования глобальной стратегии устойчивого развития либо ее фактического выпадения из этого процесса и, как следствие, существенным сокращением возможностей отстаивания российских экономических, социальных и экологических интересов на базе этой стратегии.

в.васнецов - всадники апокалипсиса
В.Васнецов. Всадники Апокалипсиса

В этих условиях одной из важнейших задач государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности современной России является разработка эффективных мер по защите национальных интересов от внешних угроз в экологической сфере. Императивом внутригосударственной политики в этой области является отход от преимущественной практики реагирования на уже проявившиеся внешние угрозы России в связи с экологической ситуацией и ориентация на предвидение и предотвращение таких угроз. Россия должна оказать целенаправленное и активное воздействие на идущее формирование международных отношений в области перехода мирового сообщества к устойчивому развитию, и в частности в экологической сфере.

В Советском Союзе ведомственно-отраслевой подход к решению проблем природоохраны и использования ресурсов, а также игнорирование факторов взаимодействия экологии с невоенными направлениями обеспечения национальной безопасности, приводили к серьезной недооценке значения, осуществимости и тем более экономических последствий принятия экологических решений. По сути дела, такая политика не только не способствовала блокированию внешних угроз экологического характера, но, напротив, облегчала возможности их реализации, нанося ущерб экономической и экологической безопасности государства.

В современных условиях глобальной экологизации международных отношений и практически всех аспектов внутригосударственной жизни населения в развитых странах, а также начинающегося подключения к этому процессу большинства стран, входивших в «социалистический лагерь», высшему руководству Российской Федерации необходимо сформулировать рациональные цели и задачи для осуществления внутригосударственной политики, нацеленной на устойчивое развитие. При этом целесообразно исходить из того, что все экологические решения и практические меры по их осуществлению оказывают либо прямое, либо опосредованное влияние на обеспечение экономической безопасности, оборонных интересов, социальной устойчивости и в целом национальной безопасности России.


В этой связи весьма важно:

- противодействовать попыткам Запада обеспечить для себя под прикрытием международных соглашений об экологическом сотрудничестве и мониторинге доступ к информации, затрагивающей интересы безопасности России;

- осуществлять контроль на локальном уровне за деятельностью зарубежных партнеров, связанной с решением экологических проблем на территории России;

- проводить целенаправленную экологизацию общественного сознания населения России;

- исходить из того, что концепция устойчивого развития, фокусирующая внимание не только на экономическом росте, но и на экологических условиях существования человека, открывает возможность превратить показатель экологического прогресса, являющийся наиболее динамичным критерием качества жизни, в индикатор происходящего в стране и на местах социально-экономического сдвига;

- принять в качестве одной из основ стратегии устойчивого развития России курс на достижение социальной справедливости, обеспечение социальной и экологической безопасности и сокращение разрыва в уровнях доходов наиболее обеспеченных и находящихся за чертой бедности слоев общества;

- уделить приоритетное внимание социальным и экологическим аспектам на локальном уровне, где процесс выработки и принятия решений неразрывно связан с реальными интересами конкретных людей, озабоченных зримыми проблемами и готовых нести ответственность за такие решения.


Российское государство также должно поставить в качестве приоритетной задачи экологической политики ряд мер эколого-экономического характера:

- произвести всестороннюю инвентаризацию экологического потенциала РФ, включающую оценку состояния, размеры и динамику изменения природных систем (почва, леса, воды, воздух, биосфера);

- осуществить переход от экологической парадигмы, основанной на борьбе с загрязнениями и контроле состояния окружающей среды, к парадигме, основанной на предвидении, оценке и предотвращении экологического ущерба;

- разработать общегосударственную программу экологизации экономики России, охватывающую все этапы ее функционирования - от добычи сырья и производства продукта до его потребления, переработки и утилизации отходов;

- исходить из объективной необходимости учета экологических факторов при формировании нормативно-правовой базы развития экономики, а также обеспечения взаимосвязи нормативов качества окружающей среды и показателей, определяющих уровень и качество жизни населения;

- разработать меры государственной поддержки регионов в области решения экологических проблем, предусматривающие ассигнования и инвестиции из федерального бюджета, бюджетные дотации (субсидии, субвенции), а также льготные инвестиционные кредиты и гарантии государства;

- способствовать постановке национальной экономики на рельсы технологии 21 века и с этой целью принять и начать осуществление государственной программы создания и использования экологически безопасной и ресурсосберегающей технологии с упором на развитие превентивной, контролирующей и восстанавливающей технологии, а также средств и аппаратуры экологического мониторинга;

- взять курс на совершенствование политики в области налогов, регулирования, закупок и торговли, которая поощряет технологические разработки и снимает барьеры на пути инновационных экологических технологий, ориентированных на сокращение риска, повышение эффективности затрат и создание экологически благоприятной продукции;

- способствовать разработке и внедрению методов экосистемного управления природными ресурсами в процессе развития экономики России. Исходить из того, что такое управление позволит сохранить продуктивность и биологическое разнообразие экосистем, а также предотвратить отрицательные последствия для одних видов ресурсов в результате принятия мер эколого-экономического характера в отношении других ресурсов;

- использовать зарубежный опыт по внедрению в системы счетов национального дохода количественных и качественных показателей использования природных ресурсов, а также по применению методов экономической оценки экологической деградации качества воздуха, вод и почв. Такой подход позволит количественно определить реальные экологические издержки и осуществить адекватный подсчет ВНП государства, в котором будет отражена роль общественных экологических ценностей, до сих пор остающихся вне учета;

- начать процесс реформирования системы налогообложения, исходя из того, что эта система должна способствовать накоплению капитала, увеличению занятости и экономическому росту России. Решению этой проблемы будет способствовать постепенный перенос центра тяжести налогового бремени с видов деятельности, лежащих в основе экономического роста (занятость, доходы, инвестиции, сбережения), на коммерческую деятельность и формы потребления, которые с экологической и экономической точки зрения вредны для общества (неэффективные производства, отходы, загрязнения).


Отвечая на внешние экологические вызовы, Российское государство призвано также осуществить ряд мер внешнеэкономического и внешнеполитического характера:

- учесть возрастающую роль экологического фактора в системе международной торговли, воздействие на формирование мирового рынка экологических товаров и услуг;

- разработать и принять действенные меры (в том числе законодательные) по созданию эффективного заслона на пути контрабанды, транзита либо недобросовестного экспорта в Россию вредных и трудноутилизируемых отходов с целью размещения экологически опасных производств или использования иностранными компаниями российской территории для захоронения таких отходов; разработать дополнительные меры по экологической защите по импортным товарам, ввозимым на территорию РФ;

- эффективно использовать свой экопотенциал и добиться закрепления в системе международных отношений правовых основ оплаты экологических услуг, оказываемых Россией и другими странами мировому сообществу;

- обеспечить выход России с уже существующими экологически чистыми технологиями и услугами на рынки развивающихся стран как стратегически важный шаг в направлении занятия собственной ниши на растущем рынке экологизированной продукции;

- повысить эффективность использования зарубежных программ содействия России в решении экологических проблем, обеспечить расширение рамок и укрепление координации в области контроля за тематикой, условиями и каналами западной экономической помощи, постепенное сокращение зависимости от такой помощи;

- расширить российские возможности контроля международных инструментов экопротекционизма;

- расширить права таможенных служб по экологическому контролю экспортно-импортных операций на границах России;

- выступить с инициативой принятия идеи встречного движения индустриальных, с одной стороны, и развивающихся государств, с другой стороны, по объединению усилий по стабилизации биосферы: первых - за счет самоограничения в экономическом росте, вторых - в темпах демографического роста и в сохранении обширных пространств дикой природы;

- осознать центральную роль России как интегратора эколого-пространственного потенциала бывших республик СССР, использование которого является фактором геоэкономического и геополитического значения;

- расширить сферу экологического сотрудничества со странами СНГ и блокирование попыток аутсайдеров превратить эти страны в опорную базу для ресурсных и пространственно-экологических претензий к России;

- расширить взаимодействие в экологической области в рамках «восьмерки» и развивать международное сотрудничество в целях противодействия глобальным угрозам, к числу которых относятся экологические и техногенные катастрофы, истощение и расхищение природных ресурсов, неблагоприятное развитие демографических процессов;

- усилить давление на Запад в связи с нарушением им экологических прав граждан других государств в результате запредельного использования экологического потенциала Планеты;

- активизировать деятельность российских неправительственных организаций в составе международных структур, связанных с реализацией стратегии устойчивого развития;

- разработать комплексную программу мониторинга, контроля, предотвращения и возложения ответственности за трансграничные поступления загрязнений в Россию со стороны сопредельных государств. Особое внимание уделить поступающему с переносом воздушных масс радиоактивному загрязнению из скандинавских стран, Белоруссии, Армении, Казахстана; промышленным и транспортным выбросам в государствах Западной Европы, Китае, обоих корейских государствах и Казахстане; загрязнению вдоль морских границ России (перенос загрязнения в северные моря России с течением Гольфстрим; выбросы промышленных отходов Украиной в Черное море; загрязнение Каспия в результате разведки и добычи нефти прилегающими странами региона; промышленные сбросы Китая в р. Амур и через нее в Охотское море; загрязнение, переносимое в прибрежные районы тихоокеанского побережья России Аляскинским и Цусимским течениями).


В данном случае в политике обеспечения экологической безопасности необходимо рассчитывать не только на добрую волю соседних государств, но и на свою способность заставить их считаться с собой, признавать и уважать российские национальные экологические интересы в мире. В.В. Путин на заседании Совета Безопасности 30 января 2008 года подчеркнул, что надо учиться эффективно защищать интересы России на международной арене, прежде всего парируя угрозы экологической безопасности, вызванные трансграничным загрязнением территории Российской Федерации.




1 Попытка западных стран размещать на территории России токсичные отходы, грязное производство и технологии, к сожалению, до сих пор продолжается. На территорию России завозятся под видом сырья различные токсичные отходы, которые нельзя захоронить, скажем, на территории европейских стран, и есть попытки разместить эти токсичные отходы у нас. Так, Германия неоднократно отмечала, что германские фирмы завозят на территорию России оборудование и некоторые виды сырья, а под его видом — отходы. Как определили наши контрольные органы, из Германии были завезены токсичные отходы в Рязанскую область, на рязанские предприятия.


2 На протяжении последних 20  лет Центр экологической безопасности Российской академии наук определяет рейтинг положения экологической безопасности по отношению к другим важным направлениям деятельности. Так вот, если в 1989  году экологическая безопасность стояла на третьем месте, то в 2004 году она была на 18-м месте.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru