Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 32  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


РЕФОРМА ВЛАСТИ

Марченко С.А.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Местное самоуправление - полномочия и дотации

Предмет ведения и полномочия местного самоуправления

Местное самоуправление и другие уровни власти в современной России - фундаментальное противоречие

Прекращение полномочий главы муниципального образования РФ

О статусе и принципах взаимодействия органов управления малых городов-райцентров и районов


24 апреля 2009 г. Президент России Дмитрий Медведев определил новый порядок  рассмотрения предложений о кандидатурах на должность глав субъектов РФ - губернаторов. Теперь предлагать претендентов на должность главы региона смогут партии, победившие на местных парламентских выборах.

дмитрий медведев подписал определил новый порядок назанчения губернаторов

В соответствии с новым порядком, партия-лидер регионального законодательного собрания будет иметь возможность предложить президенту не менее трёх кандидатур на пост губернатора региона. До внесения предложения о кандидатурах президент и уполномоченный представитель политической партии проводят консультации по кандидатурам не позднее, чем за 100 дней до истечения срока полномочий глав регионов или в течение 20 дней после их досрочного ухода.

В случае, если президент не поддержит ни одну из кандидатур, партия вправе не позднее, чем через за 30 дней со дня уведомления повторно внести предложение на рассмотрение не менее трех кандидатур, которые ранее не рассматривались.

Если партия вообще не внесет предложений или воспользуется этим правом лишь частично, президент может сам определить кандидатуру и внести ее на рассмотрение в законодательное собрание субъекта РФ. При этом кандидат может быть выбран из числа лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров.       

Президент отметил, что данное предложение поможет избежать кулуарных интриг между местными политиками. В свое время принятие нового закона об отмене выборности и назначении президентом губернаторов в 2004 г. проводилось для укрепления вертикали власти.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и в Федеральный
закон "Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации

В целях обеспечения единства системы исполнительной власти в Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, повышения роли и ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Законопроектом предусматривается установить, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделяется по представлению Президента Российской Федерации соответствующими полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В связи с этим законопроектом предлагается установить порядок и сроки внесения Президентом Российской Федерации предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и его рассмотрения законодательным органом субъекта Российской Федерации. Такое предложение вносится за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, законодательный орган субъекта Российской Федерации рассматривает его в течение 14 дней. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины установленного числа депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, в двухпалатном законодательном органе - более половины установленного числа депутатов (членов) каждой из палат. Предлагается предусмотреть порядок и сроки повторного внесения предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и его рассмотрения законодательным органом субъекта Российской Федерации в случае отклонения представленной кандидатуры законодательным органом субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в законопроекте предусматривается, что Президент Российской Федерации в ряде случаев назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а в случае двукратного отклонения законодательным органом субъекта Российской Федерации представленных кандидатур высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вправе также принять решение о роспуске законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Предлагается уточнить основания отрешения Президентом Российской Федерации высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности (в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации или за ненадлежащее исполнение своих обязанностей).

В законопроекте также уточняются основания и порядок временного отстранения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей. В связи с предлагаемым изменением порядка наделения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями, необходимые уточнения предусматривается внести и в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В законопроекте предлагается установить переходную норму, в соответствии с которой положения федерального закона в части, касающейся порядка наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, не применяются, в случае если выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации назначены до вступления в силу федерального закона.

Принятие данного федерального закона не требует выделения средств из федерального бюджета.

Но это не привело к прекращению подковерной борьбы среди политиков за власть и те ресурсы, которые она даёт, да и не приведёт. Возможно, для уменьшения этой борьбы и хотя бы внешнего единства региональных политиков во власти и было принято такое решение о выдвижении кандидатуры на пост губернатора от партии, победившей на региональных выборах. Предложение хорошее, но немного запоздавшее, примерно на пять лет. То есть оно должно было предшествовать внесению изменений в федеральный закон в 2004 году. Создаст ли новое предложение президента возможности для улучшения жизни россиян? В свое время было много полемики по поводу отмены выборов губернаторов – несоответствие закона и конституционных прав населения. Конституция РФ довольно неплохая и очень похожая на конституции развитых, передовых стран Европы. Вопрос не в том, соответствуют ли принятые законы Конституции РФ или нет. Проблема заключается в соответствии развития общества и правящей элиты данной Конституции!

Назначать или выбирать губернаторов – принципиально не имеет значения, если при этом есть действительно независимый суд, который может защитить права и достоинство населения. В разных демократических странах процедура назначения губернаторов тоже разная и это не нарушает права и свободы населения. Вопрос в том, а что заключается в понятии «правящая элита». В тех странах, где правящая элита устойчивая и уверенная в завтрашнем дне, сами представители этой элиты в публичной политике, за редким исключением, не участвуют. В таких странах, как правило, губернаторов выбирают. В странах, где правящая элита не имеет глубоких исторических корней, где её происхождение очень туманно,  а заслуг перед своим народом нет – губернаторов назначают. И как оценить эти заслуги: если оценивать с точки зрения Социалистического Отечества, которое после нескольких десятилетий террора и опустошительной политики просто развалилось, то наверняка заслуги у настоящей российской элиты есть, если же оценивать с общечеловеческих позиций - то нет. А жить все же надо и жить надо в своём государстве российском, можно и в другом, но быть уверенным, что оно - государство российское - всегда вас защитит. Поэтому президенту Путину в 2004 году ничего не оставалось, как просто взять и  укрепить вертикаль власти, для сохранения самого государства.

Да, это, и не только это, сильно сократило права населения. Но, как показывают все опросы, официальные и независимые – население и не особенно использовало по разным причинам своё право выбирать. Конституция страны даёт возможность выбирать, а значительная часть населения этим не хочет пользоваться. Более того, как все помнят, 90-е годы «неосознанной свободы» и нереализованных возможностей породили стремление населения к «русскому варианту Пиночета» и, прежде всего, к возвращению национальных природных богатств в государственную собственность. Это произошло, но, конечно, есть очень серьёзные издержки. Прежде всего - несбалансированность разных ветвей власти.

Реально существует только исполнительная власть - а законодательная и судебная только как дополнение к ней. Это дает возможность для неограниченных злоупотреблений исполнительной власти, особенно той, которая ближе к населению. И на самом верху это всё понимают и предпринимают определенные действия, чтобы привести политическую систему в соответствие с действующей Конституцией РФ. И чтобы не им самим разбираться с каждым отдельным случаем исполнительного произвола, что физически невозможно, а привлечь к этому какие есть в наличии на данный момент политические силы или группы, обладающие более-менее внятной программой.  Власти приходится в приказном порядке создавать политические партии. Пока, конечно, это больше клубы по интересам, чем социально-политические движения. Да и многие публичные политики сами переходят из одной партии в другую, исходя из сугубо личных интересов, или вообще идут на службу к тем, кого ёще вчера нещадно ругали, но парламент стал работоспособным. Новая инициатива президента даёт возможность на региональном уровне реализовать политический потенциал разных партий и логически довести победившую на региональных выборах партию к управлению регионом России, что однозначно повысит партийную ответственность депутатов перед избирателями. А это уже совсем неплохо и соответствует самым передовым политическим стандартам мирового сообщества.  

Далее, для совершенствования партийного строительства и более полного представительства всех слоев и групп населения, имеющих право выбирать, российская власть идёт ещё дальше, и 12 мая 2009 года Президент РФ подписывает закон о представительстве в парламенте партий, не преодолевших 7% барьер.

Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации. Закон был принят Госдумой 24 апреля 2009 г. и одобрен Советом Федерации 29 апреля 2009 г. Соответствующие поправки вносятся в отдельные законодательные акты РФ. Их цель - повысить представительство избирателей в Госдуме. Закон был внесен президентом РФ и направлен на реализацию положения послания президента Федеральному собранию РФ 5 ноября 2008 г.

Устанавливается, что по результатам выборов в Госдуму федеральному списку кандидатов, получившему от 6% до 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, передаются два депутатских мандата. При этом список, набравший от 5% до 6%, получает один депутатский мандат. Депутат, получивший мандат в соответствии с этой нормой, согласно думскому регламенту, имеет право наравне с представителями фракций в Госдуме предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется нижней палатой парламента. Такой депутат также имеет право на выступление в Госдуме, получение и распространение материалов и документов, участие в работе Совета Думы. При этом такие права принадлежат только одному депутату из двух получивших мандат. Кроме того, политической партии, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат, предоставляется право регистрации кандидатов на выборах разного уровня без сбора подписей избирателей. Согласно закону, указанный депутат не может входить ни в одну из думских фракций. Он может быть членом только той партии, от которой он был избран членом нижней палаты парламента. Указанные изменения внесены в федеральные законы о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, о политических партиях, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, о выборах президента Российской Федерации и о выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации.

Это вроде не всем заметный и для многих не совсем понятный шаг. Зачем, ведь «Единая Россия» решительно влияет  на принятие всех законов? Другие партии не могут при голосовании хоть как-то повлиять на его исход, да ещё на практике «Единую Россию» почти всегда поддерживают «Справедливая Россия» и ЛДПР, только КПРФ выступает против. Так что же могут реально сделать один-два голоса со стороны?  На данный момент - ничего, но учитывая, сколько партий уже было на политическом поле России, очень трудно предсказать, сколько их будет в дальнейшем. По существу, единственная как бы исторически сложившаяся партия - это КПРФ. В настоящей действительности она имеет мало общего и идеологически, и программно с КПСС. Место КПСС – бывшей партии власти - заняла «Единая Россия». Это просто конгломерат многих довольно известных политиков с разными интересами и взглядами, преследующих не только для них понятные цели. «Справедливая Россия» - зеркало единороссов. И у этих двух партий есть оппозиция в лице КПРФ. Разница между тремя партиями очень незначительна.

Никто не отрицает рыночную экономику, все за развитие гражданского общества и общепринятые в цивилизованных странах права и свободы человека. И точно все искренне желают лучшей жизни для россиян. Качественный состав представителей этих партий разный – вот и всё различие. У одних больше денег и реальной власти, у других - меньше. Причем многие депутаты уже побывали в разных партиях. А теперь при наличии минимального представительства депутатов других малочисленных на данный момент, но перспективных в развитии партий, можно, используя передовой опыт партийного строительства в некоторых развитых мировых демократиях, перераспределить баланс сил и интересов в сторону развития общества. В условиях современной России это сделать не очень сложно. Просто власть может открыто поддержать достойного и умного, ранее не известного кандидата, без привлечения ресурсов уже известных партий. Это даст новый вектор для развития гражданского общества, формирования социальной элиты  и качественного улучшения уровня жизни всего населения страны.

Все эти, на первый взгляд, незначительные шаги на самом деле очень эффективны и уже были применены в разных развитых странах в своё время. За этими уже опубликованными указами Президента, последуют и другие действия, направленные на развитие гражданского общества и качественного совершенствования Государства Российского. Конечно, не всё может получаться сразу, как задумано, есть очень сложные проблемы - и экономические, и социальные (одна из них - надо срочно что-то делать с правоохранительной системой и прекратить милицейский произвол), а также внешнеполитические вызовы. Но курс на реформу исполнительной власти, вместе с перераспределением и созданием баланса ответственности между всеми ветвями власти, уже воплощается в жизнь.   При подготовке статьи использована информация агентства РБК, фото - http://www.newsland.ru  





 
Пользовательского поиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru