Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 30  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Развитие малых сервисных предприятий - путь выхода из кризиса


Пчелинцев Ю.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Инновации и модернизация России

Управление малым предприятием в условиях рыночной экономики

Кредитование малого и среднего бизнеса

Малый бизнес - материальная основа самоуправления

Бизнес и государство. Социальное партнерство по-российски


В отличие от развитых стран, попавших во временные кризисные циклические затруднения,   Россия уже четверть века находится в глубоком системном кризисе. Кризис был организован главными конкурентами РФ в борьбе за территории и природные ресурсы. В начале 90-х годов заказчики и исполнители «оранжевой революции», реализовали ряд переходных программ:

  1. «Программу организации в РФ Рынка за 500 дней» Г. Явлинского и Б.Н. Ельцина;
  2. «Программу приватизации предприятий» А. Чубайса;
  3. «Программу девальвации рубля и дефолта» реализовал руководитель Правительства Кириенко: в результате беднейшую часть населения полностью лишили средств существования.
  4. «Программу по превращению РФ в сырьевой придаток США и Европы В.В. Путина (см. В.В. Путин «Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии РАЗВИТИЯ российской экономики». Санкт-Петербург, Записки Горного института, т. 144 (1) с. 3-9, 1999 г.).

Как показали исследования журналиста Караулова, выполнение четвертой программы находится в стадии завершения. Из общей стоимости природных ресурсов РФ - 28,5 трлн. $, к настоящему времени «команде» последователей Ельцина уже удалось продать около половины самых рентабельных и эффективных природных ресурсов России (ресурсы: урана, нефти, газа, угля, металлов), которые являлись собственностью всего народа.

Многие руководители правительства совмещали свою работу с бизнесом: Премьер B.C. Черномырдин и А.Д. Медведев были в совете директоров (СД) РАО «Газпром», губернатор Тюменской области Л.Ю. Рокецкий был председателем СД ТНК, президент «Сибнефти» РА. Абрамович был губернатором Чукотки и т.д., вице-премьер Каданников был председателем СД «Авто-ВАЗ» и т.д.

В результате ускоренного перехода к рынку,   в РФ в 90-е годы был   разрушен основной промышленный, сельскохозяйственный, оборонный потенциал РФ. Так, выпуск грузовых машин снизился в 3 раза, зерноуборочных комбайнов - в 10 раз,   металлообрабатывающих станков - в 15 раз, тракторов - в 39 раз, ввод больниц уменьшился в 4 раза; на 10 млн. человек сократилось население РФ (как в войну), количество нищих и малоимущих возросло в десятки раз и превысило 40% населения («Правда» 01.05.2008г.); в тоже время,   количество олигархов из «команды Ельцина» и размеры их богатства   растут ударными темпами.

Полученные ими астрономические суммы фантастически обогатили несколько сотен исполнителей «команды Ельцина», одна часть денег полученная государством от продажи природных ресурсов была направлена на спасение от кризиса банков США. другая часть   была направлена на стабилизацию РФ, находящейся на грани выживания.

Распродажа природных ресурсов традиционно сопровождалась рскламно-пропагандистскими компаниями о научно-техническом РАЗВИТИИ России. С начала 90-х годов ежегодно издаются соответствующие указы Президента, постановления Правительства, очередные революционные Программы НТП (например, «4И») которые никак не отражались на темпах распродажи природных ресурсов. Этот краткий анализ не позволяет надеяться на скорый выход из кризиса?

Одним из комплексных показателей   антикризисного прогресса является конкурентоспособность, а она постоянно снижается. Для преодоления негативных тенденций необходимо выявить   причины   и   начать реальное устранение    хронических ошибок и недостатков прошлого.

Всем известной причиной низкой конкурентоспособности большинства предприятий РФ являются: малая патентоёмкость оборудования (в 10 раз меньше Японии. Южной Кореи. США и др.) и мизерные расходы на науку и НИОКР. За последние 20 лет снизился удельный вес инновационной продукции. В РФ расходы на науку составляют около 3%, что в 10 раз меньше, чем, например, во Франции.    Сырьевая направленность нашей экономики привела к тому, что   химической продукции, например, производится в РФ на душу населения в 20 раз меньше, чем в США, Японии, Германии, Италии и др. (А.И. Владимиров, В.Я. Кершенаум. - Конкурентоспособность и проблемы нефтегазового комплекса, М. НП «Национальный институт нефти и газа» - 2004).

Сравнение научно-технического уровня и структуры российских предприятий   с передовыми странами показывает отставание России, прежде всего, в развитии промышленного сервиса и малых предприятий. Так, специалисты (например, Владимир Христенко - директор ЗАО «Римера» в журнале «Oil end Gas» Евразия №7,2008 г., с.21) оценивают достигнутый в РФ объем сервисных услуг в объеме 4 млрд. долл. США, при потребности более 65 млрд.долл. Как видим, у сервиса большие перспективы.

По результатам анализа опыта НТП 80 крупнейших стран  по важнейшим показателям конкурентоспособности Россия находится в основном в последней десятке:

  • по уровню развития маркетинга - 75 место;
  • по уровню развития финансового рынка – 74;
  • по инвестициям в подготовку кадров — 71,
  • по конкурентным показателям крупнейших компаний - 72,
  • по инновационной активности - 76,
  • по банковской марже - 72,
  • по технологическому уровню и конкурентоспособности- 64,
  • по охране интеллектуальной собственности - 69,
  • по качеству инфраструктуры - 57,
  • по уровню госрегулирования бизнеса - 61,
  • по утечке умов - 48,
  • по степени ориентированности на потребителя - 49 и т.д..
  • По производству электроэнергии РФ отстает от США в 3 раза, по потреблению ее в быту - почти в 10 раз, по приросту выработки электроэнергии - также отстает в несколько раз (эти показатели являются главной базой роста производительности труда и уровня жизни населения).

    Неудовлетворительно идут процессы   по совершенствованию государственного технического регулирования, разработке новых стандартов и законов, как фундамента роста качества товаров РФ. Современное лидерство российских сырьевых отраслей топливно-энергетического комплекса недолговечно. Остаточные стратегические природные ресурсы быстро тают, т.к. утрачено воспроизводство разведки их запасов. Нужны дополнительные меры научно-технического обновления и прогресса.

    Для получения сверх прибыли, руководители крупных нефтегазовых компаний (НК) ликвидировали вспомогательные и сервисные предприятия, а нерентабельные аварийные скважины вывели в бездействие и консервацию, В каждой НК таких скважин от 20 до 40%). Госком природы РФ не заинтересован в контроле за эффективным использованием запасов нефти (добывается только треть запасов, что значительно хуже зарубежных показателей). Комитету выгоднее следить за дачными участками на берегах рек. Мощный административный и финансовый ресурсы НК позволили заменить конкуренцию на картельный сговор НК, против которого в условиях РФ пока лома нет.

    Самым неотложным и ключевым является ускоренное развитие в отрасли промышленного сервиса и малых предприятий. Более 30 лет в многочисленных монографиях и научно-технических журналах   мне довелось участвовать в продвижении идеи приоритетного развития сервиса и малых предприятий в промышленности (в книгах: В.Е. Жиляков , Ю.В. Пчелинцев.- «За тюменские миллионы и миллиарды». Свердловск, 1984; Л.А. Авдеев, Ю.В. Пчелинцев. - «Трудовые ресурсы Тюменской области». Свердловск, 1985; а также в монографиях:    «Нормативная долговечность штанг в наклонно направленных скважинах» М. 1997 г.», «Эксплуатация часто ремонтируемых наклонно направленных скважин» М. 2000 г., «Центраторы» М. 2002 г., «Полеты насосов» М. 2003 г., всего более 100 публикаций). Они     и   работы других специалистов в определенной степени помогли сдвинуть дело с мертвой точки, чтобы запустить и   развивать   систему сервисного обслуживания в   промышленности.

    Хорошо помню, как трудно мы - специалисты Миннефтепрома СССР в начале 90-х годов добивались разрешения на применение передовых технологий зарубежного сервиса. Инициативу взял тогда на себя Е.Т. Гайдар. В первые  дни работы руководителем Правительства РФ своим распоряжением N 10-р от 04.01.1993 г. он открыл западным фирмам доступ к самым аварийным   российским скважинам. За 1993 г. было заключено 45 сервисных контрактов на ремонт более 9100 аварийных, бездействующих скважин. Оснащение   в тот период аварийных скважин высококачественным импортным оборудованием, а ремонтных бригад - современными ремонтными комплексами, применение новых техники и технологий позволило быстро стабилизировать работу отрасли, положило начало созданию в нефтяной промышленности системы современных отечественных сервисных предприятий. Несмотря на отдельные недостатки начального периода, затраты по сервисным контрактам тех лет окупались за 6 -7 месяцев (и это при цене нефти около 10 долл/барр). Сотрудничество с сервисными инофирмами дало мощный импульс для создания в отрасли многочисленных отечественных, малых сервисных предприятий. Аналогичные стимулирующие меры предпринимались М. М. Касьяновым (Постановление Правительства РФ N 1213 от 01.11.1999 г.), министром Природных ресурсов Б. Яцкевичем (Приказ N333 от 31.12. 1999г.) и др.

    Среди первых успешных сервисных фирм можно назвать известную фирму РИТЕК и ряд других предприятий. Например, Консорциум «Союзнефтегазинвест», ЗАО «Специализированная нефтяная компания», ЗАО НПЦ «Нефтемаш-Наука», заводы «Ижнефтемаш», завод «АЛНАС», ЗАО «Римера» и другие успешные сервисные компании. Возглавили первые сервисные предприятия крупнейшие специалисты отрасли: бывший руководитель Главтюменнефтегаза  (крупнейшей в то время нефтяной фирмы мира)    и член Коллегии Миннефтепрома СССР - В.И. Грайфер, профессор ВТ. Григулецкий, и ряд др. Возможно, что первопричиной высокой антикризисной устойчивости    первых сервисных предприятий   стал фактический уникальный стартовый ресурс интеллектуального лидерства их организаторов, а также слабое конкурентное   противодействие инофирм.

    Исследования показывают, что в последние годы главной сферой конкуренции предприятий как раз и стала борьба за   интеллектуальные ресурсы, кадры и интеллектуальное лидерство. Полмира объездил профессор В.Т. Григулецкий, пропагандируя в зарубежных университетах и фирмах прогрессивные отечественные технологии горизонтального и многозабойного бурения, технологий сложных ремонтов скважин и методов повышения нефтеотдачи. Сервисную фирму «Спец НК» развивали ветераны   Тюменского нефтегазового комплекса: Б. И. Светлов, выдающийся буровой мастер Герой труда Г.М. Левин, А. А. Абрамов, Ю.Д. Малясов, Б.И. Нуриев и др. За прошедшие 10 лет  деятельности  первых сервисных предприятий неуклонно росли, как масштаб,   их   авторитет, так и острая потребность в их научно-технических услугах. Среди их основных заказчиков сегодня имеются крупнейшие отечественные и зарубежные нефтяные компании, государственные и частные предприятия.

    Сервисные предприятия      разрабатывают и творчески   применяют самые передовые и эффективные технологии: адаптивный способ добычи нефти, вентильные двигатели, технологии качественных изоляционных работ (РИР) в самых сложных пластовых и природных условиях, гидроразрывы пластов (ГРП), волновые технологии повышения нефтеотдачи и другие образцы новой техники. Они освоили лизинг, венчурные и другие эффективные методы сервиса, применяют весь спектр методов интегрирования и кооперации науки и производства. Так, «Специализированная нефтяная компания», ЗАО НПЦ «Нефтемаш-Наука» организовали свои внедренческие филиалы непосредственно на сибирских месторождениях: в приполярных городах Ноябрьске, Когалыме, Нефтеюганске Тюменской области и др.

    Изучение и применение опыта первых и бурно развивающихся сервисных предприятий нефтяной промышленности может сыграть положительную роль в инновационном обновлении и других   предприятий России.

    В условиях мирового кризиса российские машиностроительные заводы, сервисные и малые предприятия получили дополнительные преимущества, они выигрывают тендеры на масштабные поставки нового оборудования и материалов, необходимых для ускоренного освоения ресурсов Восточной Сибири и Арктики, как приоритетной народно­хозяйственной задачи РФ на ближайшую перспективу. Для дальнейшего ускоренного развития сервиса и малых предприятий, по нашему мнению необходимо принять меры по:

    1. ускоренному созданию Государством соответствующей промышленной и социальной инфраструктуры, необходимой для сервисных и малых предприятий;
    2. предоставлению сервисным и малым предприятиям предприятия реальных льгот на инновационные инвестиции;
    3. освобождению от налогов сервисных предприятий на первые 5 лет деятельности.

    Развитие малых сервисных предприятий может стать важным ускорителем выхода РФ из кризиса.     





    Пользовательского поиска




    в начало

    при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
    уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

    Проблемы МСУ

    Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

    Ramblers Top100
    Рейтинг@Mail.ru