Проблемы местного самоуправления


На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 30  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Стабилизационный Фонд РФ в 2006-2008 г.г. - перспективы развития

Павленко Г.С.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Система банковских кредитных организаций в экономике России

Стабилизационный фонд

Как лучше использовать резервные деньги России

Где спрятан Стабилизационный Фонд?


Стабилизационный Фонд РФ

Предназначение Фонда

Стабилизационный Фонд Российской Федерации (далее - "Стабфонд" или «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Стабфонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Формирование и использование средств Стабфонда

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Стабфонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Совокупный объем средств Стабилизационного Фонда Российской Федерации *


Дата
в млрд. долларов США
в млрд. рублей

30.01.2008

157,38

3 851,80

01.01.2008

156,81

3 849,11

01.12.2007

144,43

3 517,05

01.11.2007

147,60

3 649,25

01.10.2007

141,05

3 519,09

01.09.2007

132,91

3 409,07

01.08.2007

127,48

3 263,56

01.07.2007

121,68

3 141,35

01.06.2007

116,85

3 026,68

01.05.2007

113,70

2 920,50

01.04.2007

108,11

2 812,21

01.03.2007

103,55

2 708,85

01.02.2007

99,77

2 647,21

01.01.2007

89,13

2 346,92

01.12.2006

83,21

2 189,52

01.11.2006

76,62

2 049,30

01.10.2006

70,73

1 894,09

01.09.2006

64,73

1 730,64

01.08.2006

82,14

2 207,33


*Совокупный объем средств Стабилизационного Фонда Российской Федерации соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Стабилизационного фонда в российских рублях и иностранной валюте, пересчитанных в рубли или доллары США соответственно по официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным банком Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной (за исключением 30.01.2008), и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов. На 30.01.2008 указанный совокупный объем рассчитан исходя из официальных курсов иностранных валют, установленных Центральным банком Российской Федерации на отчетную дату, и соответствующих кросс-курсов.

Указанный показатель не учитывает расчетных сумм процентного дохода за истекшую часть процентного периода по счетам в иностранной валюте.

 

Правительство РФ распорядилось внести в 2008 г. 640 млрд рублей в институты развития, в том числе из Стабилизационного фонда РФ. Это первый случай изъятия средств из Стабфонда. Соответствующее постановление подписал 27 ноября премьер-министр РФ Виктор Зубков. Кроме того, с 1 февраля 2008 г. Стабфонд как таковой исчезнет. Утвержденные правительством правила закрепят его раздел на нефтегазовый трансферт, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Примерная схема работы фондов

Сначала все деньги поступают на счета казначейства, затем недостающие доходы не нефтяного бюджета перечисляются через нефтегазовый трансферт.

Центральный Банк РФ

Следующий этап - наполнение Резервного фонда. Как только объем поступивших в него средств достигнет 10% от ВВП, начинается пополнение Фонда национального благосостояния. Средства, которые осядут на счетах Фонда национального благосостояния, предназначены для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита Пенсионного фонда. Средства Резервного фонда остаются в стороне от текущих трат. Это «подушка безопасности» на случай резкого падения цен на нефть ниже параметров, заложенных в федеральном бюджете.

Большая часть средств Резервного фонда будет размещена в валюте и ряде финансовых активов, номинированных в валюте. Речь идет о долговых обязательствах международных финансовых организаций в виде ценных бумаг, а также депозитах в иностранных банках. Порядок управления средствами этого фонда Минфин вместе с другими ведомствами должен будет разработать лишь к октябрю 2008 года. До тех пор размещение нефтедолларов будет идти по консервативному пути, а управляющей компанией будет оставаться Центробанк.

Резервный фонд образован в объеме 3 трлн. 069 млрд. рублей ($125,4 млрд.) и Фонд национального благосостояния  - в объеме 783 млрд. рублей ($32 млрд.).

Валютная структура Резервного фонда на 31 января 2008 года представлена следующим образом: $56,43 млрд., 38,21 млрд. евро и 6,31 млрд. фунтов стерлингов.

Валютная структура Фонда национального благосостояния представлена следующим образом: $10,42 млрд., 12,73 млрд. евро, 1,39 млрд. фунтов стерлингов.

ФРС США

Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов, которые включают в себя НДПИ на нефть, газ, а также экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты. При необходимости он может быть использован на финансирование расходов бюджета и досрочное погашение внешнего долга.

В Фонд национального благосостояния будут поступать остатки нефтегазовых доходов, не попавшие в Резервный фонд при его достижении нормативной величины, которая составляет 10% ВВП. Предполагается, что средства Фонда благосостояния могут быть использованы, в частности, для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния будет осуществляться путем приобретения долларов США, евро и фунтов стерлингов и их размещения на счетах в Центральном банке РФ, а также путем размещения средств фонда в ряд финансовых активов, номинированных в указанных валютах.

Средства фондов будут инвестироваться менее консервативно, чем средства Стабфонда. В частности, средства фондов могут быть размещены не только в долговые обязательства иностранных государств, но и в облигации иностранных государственных агентств и центральных банков, долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами, а также в депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.        

Начиная с 2008 года, нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Банк Англии

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:
- в 2008 году - 6,1 %;
- в 2009 году - 5,5 %;
- в 2010 году - 4,5 %;
- начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.




 Разрешенные финансовые активы,
определенные   Бюджетным
кодексом Российской Федерации
Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации
 Нормативные доли,    утвержденные  Минфином России
 
долговые обязательства иностранных государств

 
50-100 %
 
80 %
 
долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

 
0-30 %
 
15 %
 
долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

 
0-15 %
 
5 %
 
депозиты в иностранных банках и кредитных организациях

 
0-30 %
 
0 %
 
долговые обязательства юридических лиц

 

 
не установлены
 
не утверждены
 
акции юридических лиц

 

 
  не установлены
 
не утверждены
 
паи (доли участия) инвестиционных фондов

 

 
  не установлены
 
не утверждены

Правительство Российской Федерации установило, что в настоящее время средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в те же финансовые активы, что и Резервный фонд.

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния*


Дата
в млрд. долларов США
в млрд. рублей

01.10.2008

48,68

1 228,88

01.09.2008

31,92

784,51

01.08.2008

32,69

766,48

01.07.2008

32,85

770,56

01.06.2008

32,60

773,93

01.05.2008

32,72

773,82

01.04.2008

32,90

773,57

01.03.2008

32,22

777,03

 01.02.2008

32,00

783,31


*Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Фонда национального благосостояния, пересчитанных в рубли или доллары США по официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным банком Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.

Указанный показатель не учитывает расчетных сумм процентного дохода за истекшую часть процентного периода по счетам  в иностранной валюте.


Сведения о движении средств по счету Федерального казначейства в Банке России по учету средств Фонда национального благосостояния в фунтах стерлингов за 2008 год


Зачислено/Списано

Дата операции
Содержание операции
Основание
Сумма операции
(фунтов стерлингов)
Остаток на счете
(фунтов стерлингов)
30.01.08
Перевод средств Стабилизационного фонда на счет по учету средств Фонда национального благосостояния
Приказ Минфина России от 29.01.08 г.
1 390 132
172,95
1 390 132
172,95
11.02.08
Приведение фактической валютной структуры в соответствие с нормативной валютной структурой
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2008г. № 18; Приказ Минфина России от 24.01.08г. № 24
226 796
193,00
1 616 928
365,95
25.08.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
15 910
399,64
1 632 838
765,59
23.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
43 085
619,74  
1 675 924
385,33  
24.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
43 194
398,55  
1 719 118
783,88  
25.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
43 010
382,71  
1 762 129
166,59  
26.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
43 123
987,93  
1 805 253
154,52  
29.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
43 567
764,21  
1 848 820
918,73  
30.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
43 815
929,28  
1 892 636
848,01  

Сведения о движении средств по счету Федерального казначейства в Банке России по учету средств Фонда национального благосостояния в долларах США за 2008 год


Зачислено/Списано

Дата операции
Содержание операции
Основание
Сумма операции (долларов)
Остаток на счете
(долларов)
30.01.08
Перевод средств Стабилизационного фонда на счет по учету средств Фонда национального благосостояния
Приказ Минфина России от 29.01.08г. № 37
10 422 565
906,80
10 422 565
906,80
11.02.08
Приведение фактической валютной структуры в соответствие с нормативной валютной структурой
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2008г. № 18; Приказ Минфина России от 24.01.08г. № 24
3 888 580
096,00
14 311 146
002,80
25.08.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
134 000
435,59
14 445 146
438,39
23.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
356 167
636,23
14 801 314
074,62
24.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
360 195
946,59
15 161 510
021,21
25.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
358 990
518,66
15 520 500
539,87
26.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
361 471
913,63
15 881 972
453,50
29.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
359 682
041,08
16 241 654
494,58
30.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
356 486
469,36
16 598 140
963,94


Сведения о движении средств по счету Федерального казначейства в Банке России по учету средств Фонда национального благосостояния в евро за 2008 год


Зачислено/Списано

Дата операции
Содержание операции
Основание
Сумма операции (евро)
Остаток на счете (евро)
30.01.08
Перевод средств Стабилизационного фонда на счет по учету средств Фонда национального благосостояния
Приказ Минфина России от 29.01.08г.
12 732 006
320,67
12 732 006
320,67
11.02.08
Приведение фактической валютной структуры в соответствие с нормативной валютной структурой
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2008г. № 18; Приказ Минфина России от 24.01.08г.     № 24
2 991 676
352,00
9 740 329
968,67
25.08.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
90 023
921,25
9 830 353
889,92
23.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
245 717
686,76  
10 076 071
576,68  
24.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
243 919
625,77  
10 319 991
202,45  
25.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
244 593
797,64  
10 564 585
000,09  
26.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
245 165
473,07   
10 809 750
473,16  
29.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
245 936
581,15  
11 055 687
054,31  
30.09.08
Размещение средств Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008г. № 18
247 456
695,08  
11 303 143
749,39  


Сведения о движении средств по счету Федерального казначейства в Банке России по учету средств Фонда национального благосостояния в рублях за 2008 год


Зачислено/Списано

Дата операции
Содержание операции
Основание
Сумма операции (рублей)
Остаток на счете (рублей)
18.08.08
Зачисление нефтегазовых доходов федерального бюджета
Приказ Минфина России от 14.02.2008г. № 25н
7 227 060
381,83
7 227 060
381,83
25.08.08
Приобретение иностранной валюты в целях управления средствами Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008г. № 18
7 227 060
381,83
0,00
18.09.08
Зачисление нефтегазовых доходов федерального бюджета
Приказ Минфина России от 14.02.2008г. № 25н
432 346 521
578,00
432 346 521
578,00
23.09.08
Приобретение иностранной валюты в целях управления средствами Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008г. № 18
20 000 000
000,00
412 346 521
578,00
24.09.08
Приобретение иностранной валюты в целях управления средствами Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008г. № 18
20 000 000
000,00
392 346 521
578,00
25.09.08
Приобретение иностранной валюты в целях управления средствами Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008г. № 18
20 000 000
000,00
372 346 521
578,00
26.09.08
Приобретение иностранной валюты в целях управления средствами Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008г. № 18
20 000 000
000,00
352 346 521
578,00
29.09.08
Приобретение иностранной валюты в целях управления средствами Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008г. № 18
20 000 000
000,00
332 346 521
578,00
30.09.08
Приобретение иностранной валюты в целях управления средствами Фонда национального благосостояния
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008г. № 18
20 000 000
000,00
312 346 521
578,00

Фонд национального благосостояния с 2009 года будет выведен из-под управления Центрального банка, до половины его средств будут размещены в акции, до 30% - в корпоративные облигации иностранных эмитентов, сообщил вчера замминистра финансов Дмитрий Панкин. Большая часть средств будет инвестирована на 10-15 лет.

Центробанк ЕС

Средства Фонда могут вкладываться в акции и облигации компаний с высокими рейтингами стран Центральной и Восточной Европы, а также стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Эта финансовая стратегия реализуема, считает издание, если структура доходов бюджета, в частности размер НДС, останется неизменной. Иначе выпадающие доходы придется компенсировать из фонда уже через 5-7 лет.

Бегство капитала из страны, вызванное войной с Грузией, и снижение цен на нефть способствуют тому, чтобы решение об инвестировании фонда национального благосостояния было принято в пользу внутреннего рынка.

Капитал уводят из страны не по рыночным причинам, а по политическим, значит, и отвечать надо политическими мерами - правительственной поддержкой рынка, говорят эксперты газеты, приводя в пример Нацфонд Китая, который в 1997 году поддержал Гонконгскую биржу, индекс которой упал на 10,4%. По идее Минфина, фонд поддержит пенсионную систему: из его средств ежегодно будет выделяться целевой трансферт - 0,6% ВВП.

В финансовой стратегии до 2023 г. Минфин предлагает даже снизить объем Резервного фонда с 10% до 6% ВВП ради того, чтобы фонду национального благосостояния доставалось больше. По оценкам Минфина, к концу этого года он составит 100 млрд. долларов против 32 млрд. в августе.

Есть опасность, что на доход Фонда национального благосостояния повлияет высокая инфляция, а на размещение - коррупция: деньги могут пойти на поддержку отдельных компаний. Вложение в западные рынки более безопасно.

Россия не только ничего не потеряла на вложениях в облигации американских ипотечных агентств, но даже успела заработать на них, утверждают в Минфине. Так, средства бывшего Стабфонда, размещенные в облигациях корпораций Fannie Mae и Freddie Mac принесли в этом году 72-74 миллиона долларов дохода.

В то же время, признал замминистра, в долгосрочном периоде (10-20 лет) вложения в акции могут дать больший финансовый эффект, чем вложения в долговые бумаги. И не исключено, что в дальнейшем инструменты для вложения нацфондов будут расширены. Сейчас, по словам Панкина, этот вопрос изучается. "Но для этого, - уточняет замминистра, - нужно иметь длительный горизонт инвестирования". У Минфина есть предложения по пенсионной реформе, которые предусматривают необходимость перечисления определенной доли средств Фонда национального благосостояния в пенсионную систему. В зависимости от этого и будет определяться объем средств, которые можно размещать на длительную перспективу, пояснил он.

Данные Счетной палаты РФ подтвердили прогноз наших экспертов. В результате выяснилось, что из-за падения доллара Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (бывший Стабфонд) потеряли кругленькую сумму.

Эксперты установили, что во II квартале 2008 года денежные средства нефтегазовых доходов федерального бюджета не поступали на счета по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, хотя расходования средств данных фондов не происходило.

Национальный Банк Швейцарии

В аналитической записке отмечается, что по состоянию на 1 июля 2008 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 3 056,52 млрд. рублей, а Фонда национального благосостояния — 770,56 млрд. рублей. Доход от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, пересчитанный в долларах США, за период с 30 января по 30 июня 2008 года уменьшился по сравнению с периодом с 30 января по 31 марта 2008 года, составив 0,64 млрд. долларов США (15,02 млрд. рублей) и 0,17 млрд. долларов США (4,08 млрд. рублей) соответственно.

Как сказано в документе, «курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в иностранной валюте увеличилась в отрицательном отношении по сравнению с периодом с 30 января по 31 марта 2008 года и составила на конец II квартала 2008 года соответственно минус 41,11 и минус 12,24 млрд. рублей, что является следствием продолжающейся с начала года общей тенденции снижения курсов доллара США и фунта стерлингов Соединенного Королевства по отношению к российскому рублю, а также снижения во ii квартале 2008 года курса европейской валюты».

Российское государство воспользуется снижением стоимости акций российских компаний и купит их на средства Фонда национального благосостояния. "На следующей неделе мы начнем инвестировать 175 млрд. рублей из фонда национального благосостояния. Часть мы направим в акции надежных российских компаний, которые сейчас недооценены", - объявил Кудрин. "Иностранцы их продают, а мы, наоборот, покупаем", - добавил он.

По словам министра, иностранные инвесторы за август-сентябрь вывели из России 33 млрд. долларов. В начале этого периода на поведение инвесторов, помимо нестабильности глобальной финансовой системы, оказывала влияние война России с Грузией.

Общий объем Фонда национального благосостояния составляет 50 млрд. долларов. До сих пор он инвестировался только за пределами России. Возможность инвестирования внутри страны российские руководители допускали только в отдаленном будущем, и то это вызвало предупреждение рейтингового агентства Standard & Poors о том, что такая перспектива ставит под угрозу рейтинг РФ. Снижение мировых цен на нефть может привести к сокращению налоговых поступлений, пополняющих российский Фонд национального благосостояния.


РСПП призывает не увлекаться национализацией

Российский союз промышленников и предпринимателей - организация, которую часто в шутку называют "профсоюзом олигархов" - в пятницу обратилась к руководству страны с призывом не скрывать планируемые антикризисные меры от представителей бизнеса, а, напротив, привлечь их к процессу их выработки.

Народный Банк Китая

Кроме того, РСПП высказал опасения по поводу наметившихся признаков "ползучей национализации". Государственная помощь компаниям, страдающим от проблем с ликвидностью, часто выливается в усиление государственного контроля над ними. "В долгосрочном периоде правительственные интервенции на рынке акций не должны проводиться на регулярной основе, поскольку они искажают рыночное ценообразование и, в конечном счете, способствуют неадекватной капитализации отдельных компаний и возникновению "мыльного пузыря", - говорится в послании РСПП, размещенном на сайте организации. "Во избежание искусственного усиления отдельных участников рынка, связанных с государством, к интервенциям нецелесообразно привлекать госбанки или выделять средства федерального бюджета для госкомпаний для выкупа ими своих акций с рынка", - сказано в документе.

Российские власти оказывают финансовую помощь банковской системе через "системообразующие" государственные банки, в частности "Сбербанк", ВТБ и "Газпромбанк", требуя, чтобы они кредитовали из этих средств остальные банки. Кроме того, все российские банки, нарушившие свои обязательства перед клиентами, оказались в руках госструктур.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) в следующем году выйдет из под управления Банка России, и до 40-50% его активов будет инвестировано на рынке акций, а около 30% - в корпоративные облигации в первой половине следующего года, сообщило в понедельник, 8 сентября, Министерство финансов РФ. Как отметил заместитель министра финансов Дмитрий Панков, финансовая стратегия инвестирования средств фонда будет представлена на рассмотрение правительства до первого октября. Если она будет одобрена, значительный объем средств фонда будет вложен в десяти- и пятнадцатилетние инструменты с высоким рейтингом из стран Центральной и Восточной Европы, а также стран BRIC. Фонд также будет финансировать продолжающуюся пенсионную реформу. В августе главное финансовое ведомство страны предложило передать средства Фонда национального благосостояния в объеме 0,6% ВВП в Пенсионный фонд.

Центробанк Японии

Активное инвестирование средств фонда может начаться в первой половине 2009г.; в течение шести месяцев должно быть создано специальное агентство, которое займется поиском российских и иностранных банков для управления средствами фонда.

Эксперты сходятся во мнении, что действия Минфина благоприятны для отечественного фондового рынка и уже в январе 2009г. могут оказать существенную поддержку фондовым индексам, который начали осень существенным снижением. Экономист UniCredit Aton Владимир Осаковский считает это попыткой правительства РФ противостоять исходу инвесторов из России вследствие резкой эскалации политических и иных рисков в последние несколько недель. Хотя пока не ясно, какая доля средств Фонда будет инвестирована в российские активы, он полагает, что она может быть достаточно велика. "Подобное развитие событий свидетельствует о радикальном изменении денежно-кредитной политики России, поскольку власти определенно приняли решение использовать накопленные от притока нефтяной выручки средства", - отметил специалист. Приход на рынок такого крупного инвестора, как государственный фонд, может обеспечить в краткосрочной перспективе позитивную динамику, обусловленную спекулятивным интересом. Тем не менее, В.Осаковский не считает, что такая политика сможет привести к какому-либо сильному долгосрочному эффекту, но, напротив, может даже повысить волатильность в более отдаленном будущем, когда власти, возможно, станут выводить деньги с рынка для решения бюджетных задач.

Еще одним негативным последствием для экономики может стать ускорение роста денежной массы, что может привести к высокой инфляции на протяжении по крайней мере еще нескольких лет. Напомним, что сейчас прогнозы независимых экономистов предполагают рост потребительских цен на уровне 12-15% годовых.





Пользовательскогопоиска



в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru