Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 29  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


38 ПОПУГАЕВ или УГОЛОВНАЯ СТАТИСТИКА
(окончание, начало в № 27 - перейти и № 28 - перейти)

Закирова Э.К.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Улицы вечно разбитых фонарей (МВД в современной России)

Что такое хорошо и что такое плохо? (кадры для МВД)

Моя милиция меня бережет, а кто убережет от милиции?

Предчувствие ошибки (права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля)

Служба собственной безопасности МВД РФ (интервью)


«Одним из источников информации о преступности является государственная статистика и особенно ее уголовно-правовой раздел. Уголовная статистика позволяет выявить закономерности и тенденции развития преступности, а так же дать им количественную характеристику. Государственная система уголовной статистики основана на принципе единого учета преступлений, которая функционирует в России с 60-х годов прошлого века». (Криминология: учебное пособие/ Г.И. Богуш [и др.]; под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: ТК «Велби»,изд-во «Проспект», 2007).

Р. Магритт. Сын человеческий (коллаж)

И снова о раскрытиях. Самые кровопролитные события разворачиваются в том случае, если на кону стоят раскрытия за особо тяжкие преступления или преступления с несколькими эпизодами. Что касается первых, то по ним, в большинстве случаев, согласно  статье 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (подследственность), предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Как уже догадались наши читатели, раскрытия по этой категории дел самые дорогие (по состоянию на 2007 год, стоимость раскрытия на уровне межрайонной прокуратуры составляла от 700-800 долларов США). Не всем службам это по карману и не всем так уж необходимы тяжкие и особо тяжкие преступления.

Для примера, оперативникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями совсем ни к чему быть замеченными в работе не по профилю. Но есть службы (например, так называемые «убойные отделы» при округах города Москвы), которых устроят исключительно эти показатели. Хотя бывало в истории уголовного розыска, когда вышеупомянутую службу  заставляли увеличивать показатели раскрываемости, выискивая граждан с поддельными медицинскими книжками. Сегодня к отчетной работе относятся серьезно и настаивают на том, чтобы убойные отделы – ловили убийц, БЭП – нарушителей авторских прав и т.д. Но деньги по-прежнему решают многое и позволяют службам, которые убийц видели только в кино, приписывать себе их обезвреживание. 

Представьте чувства оперативника, который выследил и обезвредил убийцу, пребывает в предвкушении статистических показателей, а может, и премии в размере хотя бы нескольких тысяч рублей, в тот момент, когда ему сообщают о том, что в графе службы, выявившей это преступление, числится какой-нибудь сотрудник второго отдела службы вневедомственной охраны или инспектор по делам несовершеннолетних.

Теперь необходимо более подробно рассказать о преступлениях с несколькими эпизодами. В том случае, если преступник совершает несколько похожих преступлений, то они все объединяются в одном общем уголовном деле, для большей оперативности и удобства расследования. Есть разные варианты соединения в одно производство нескольких уголовных дел (боле подробно с ними можно ознакомиться, изучив статью 153 Уголовно-процессуального кодекса РФ). В любом случае, для того, чтобы в статистической отчетности не возникло путаницы, в карточках указывается,  какая из статей, по которым предъявляется обвинение в деле, является основной (обычно, это наиболее тяжкая из имеющихся, или первая по дате возбуждения уголовного дела). Соответственно, все остальные статьи – т.е. самостоятельные составы преступления - будут называться в статистике дополнительными эпизодами, и иметь в определенной графе порядковый номер 001,002, 003 и так далее. Обратив внимание на нули перед цифрами, читатель поймет, что таких эпизодов может быть очень много. Действительно, есть преступники, которые годами совершают преступления и уходят от правосудия. На тот момент, когда их задерживают, их преступный багаж составляет великое множество эпизодов. Есть преступления, которые сами по себе предусматривают неоднократность совершения (например, незаконный сбыт наркотических веществ).

Для того, чтобы дополнительные эпизоды были внесены в базу данных, на каждый из них заполняется отдельная форма № 1 и форма № 1.2.  Это очень удобно для определенных служб. Привожу пример: допустим, раскрытие по основной карточке выставляется на розыск, 1 и 2 дополнительные эпизоды – на участковых уполномоченных, а остальные на службу, в которой трудится друг, брат, спонсор следователя или начальника дознания… Конечно, не у каждого следователя и дознавателя есть воля выставлять эпизоды без ограничения, так как по статистике каждый отдельный эпизод – это одно преступление. То есть – дело может быть одно, а в нем 23 эпизода, что с точки зрения отчетности означает, что работа ведется по 24 делам. Такая вот арифметика. К слову, более или менее свободны в «эпизодическом творчестве» следователи следственного комитета при прокуратуре. Здесь все зависит от конкретной территории, но это подразделение  «грешит» явно надуманными составами преступления именно с целью получения статистической «выгоды».          

Помимо выявления преступника, в ходе расследования с уголовными делами могут происходить и другие трансформации, предусмотренные УПК. Статья обвинения может быть переквалифицирована, дело направляется на расследование в другую службу, срок предварительного расследования может истечь, и потребуется его продление. Для этих обыденных ситуаций предусмотрена статистическая карточка формы № 3. Особого интереса она не представляет, так как не содержит граф ни о раскрытии, ни об участии в работе служб. Стоит отметить только то, что если одна служба, допустим, следствие при ОВД, направляет дело в связи с переквалификацией в другую службу, например,  в следственный отдел при прокуратуре, а в деле уже фигурирует обвиняемый или подозреваемый, то дело несет на себе пессимистический отпечаток. Будьте уверены, что карточки на раскрытие следствием при ОВД уже выставлены, а значит, уголовный розыск, который «прокурорские» попытаются приобщить к дальнейшей работе, будут весьма неохотно оказывать последним помощь, ввиду полной статистической бесперспективности. А пострадают от таких вот капризов, не подозревающие о «войне карточек»  мирные потерпевшие.

Худо-бедно, любое уголовное дело имеет логическое или абсурдное завершение. Оно может быть приостановлено, прекращено или направлено в суд с обвинительным актом или обвинительным заключением. На этот случай есть карточка формы № 1.1., а если все же будет суд, то на каждого обвиняемого предусмотрена карточка формы № 2. При направлении в суд уголовных дел, фабула обвинения которых предполагает обязательный материальный ущерб, имеется форма № 4. Нужно заметить, что в карточках № 1.1. и № 2 имеются графы служб, участвовавших в раскрытии данного дела. Коды в них должны полностью совпадать с ранее указанными в карточке 1.2. Такая вот математика. Что касается отчетности судов, то у них есть свои карточки о количестве рассмотренных дел, обвинительных и оправдательных приговоров.

В общем, все довольно четко и весьма продуманно. Удобство, с точки зрения систематизации информации, бесспорное. Но даже если не обращать внимания на «внутрисемейные разборки» за показатели, проблемы «карточной системы» имеют гораздо более глубокие корни. Как уже указывалось выше, потерпевшей стороной  являются простые законопослушные граждане.  Часто вместо судимости за совершение одного преступления, люди несут ответственность за весь набор дополнительных эпизодов, которые предприимчивый следователь в свое время успешно продал. Возможно, на характере наказания это и не скажется, ведь судьи прекрасно знают, что почем, но вот в справках о  судимостях появится весь список былых «подвигов». Информация о судимостях хранится в единых базах данных, которые и отвечают на запросы паспортных столов, визовых отделов, а так же солидных работодателей, имеющих возможность подвергать кандидатов на должности проверке на безупречность репутации. Примером может послужить и другая рядовая ситуация – обвинение предъявлено, карточки на раскрытие выставлены, а значит, уже в базе, но потом следствие устанавливает, что  человек не имеет к преступлению никакого отношения. Расследование по делу продолжается, прекращается лишь уголовное преследование в отношении данного гражданина, но выставленные карточки никто изымать не станет. Бывшему обвиняемому придется еще долго слоняться по инстанциям, прежде чем, возможно, ему дадут справку о том, что перед законом он чист. До этого момента, человек длительное время не сможет получить загранпаспорт, визу, престижную работу…

Получается, что система отчетности несколько устарела и усложняет жизнь, как сотрудникам правоохранительных органов, так и гражданским лицам. Однако  отказаться от нее в ближайшее время невозможно. Ведь только такой несовершенный способ фиксации деятельности силовых структур заставляет их хотя бы частично выполнять свои служебные обязанности, и мешает заниматься  на рабочем месте исключительно нерабочими вопросами.


38 попугаевУголовная статистика38 попугаевУголовная статистика

38 попугаевУголовная статистикаУголовная статистика38 попугаев38 попугаев



Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru