Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 29  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


ОСАГО – скрытый налог или коррупционный ресурс?

Геращенко А.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Налог как месть?

Налог с корпораций

Разговор Дьявола с Электоратом (налоги и налогоплательщик)

Налоги на бизнес

Современное состояние отечественной автомобильной промышленности

Покупка автомобиля премиум-класса с пробегом


Тема, конечно, не новая. Уже много по поводу ОСАГО говорилось и в обществе, и на телевидении. Но как всегда - поговорили, повозмущались, и пошли покупать полис. А вот в этом и есть сама суть всего так называемого «обязательного». В данном случае, обязательной покупки очередной  бесполезной бумаги с печатью и публичной демонстрацией бесполезности и безнадёжности данного процесса, а для кого-то, кто с этого процесса получает доходы, все это выглядит явно комичным.    

В самом названии ОСАГО (обязательное страхование автомобильной гражданской ответственности) заложен здравый смысл, и обязательное страхование гражданской ответственности для участников дорожного движения существует во всех социально развитых странах. Да в принципе, вряд ли можно найти хоть какие-либо серьёзные возражения против такого вида страхования – оно, по своей сути, выражает и защищает социальные потребности развитого общества. Так должно быть в теории, но на практике, в российском обществе, для российских участников дорожного движения, особенно для тех, кто соблюдает правила и не является причиной ДТП, ОСАГО стало просто обязательным дополнительным налогообложением.

Любой находящийся за рулём водитель знает очередность проверки документов сотрудниками ДПС – это водительские права; документы на автомобиль; талон техосмотра; полис ОСАГО. Отношение к ОСАГО у инспекторов ДПС особое! Значит, если такое особое отношение у сотрудников ДПС к наличию данного страхового полиса, то, следовательно, этот полис ОСАГО является очень важным документом для автомобилистов. Но на практике он важен для страховых компаний, занимающихся продажей полисов ОСАГО, и сотрудников ДПС, которые выписывают штрафы за отсутствие такового. Для самих автомобилистов, которые пострадали от ущерба, причиненного им виноватой стороной, полис становится просто помехой на пути возмещения ущерба, связанной с унизительной процедурой хождения к страховым агентам ответчика, и только потом подачей искового заявления в суд на возмещение ущерба. Как результат - потеря массы времени и сил, да ещё и незапланированное интеллектуальное  общение с сотрудниками страховых агентств. А решать все равно, как и раньше, будет суд. Примеров данной ситуации много – это почти каждый страховой случай. Само страховое агентство рассчитывает (зная российскую покорность) на то, что пострадавший будет измотан, и у него не хватит время и средств, чтобы вести борьбу за возмещение ущерба, поэтому он возьмёт то, что ему дадут, как подачку с барского плеча.

Необязательно, чтобы этот случай произошёл, как в анекдоте между «запорожцем» и иномаркой бизнес-класса (как правило, все дорогие машины имеют ещё и КАСКО, поэтому возмещать ущерб будут именно через него), и необязательно, чтобы это была сомнительная страховая компания. Наоборот, чем больше и влиятельней страховая компания, тем больше у неё ресурса для всяких волокит и затягиваний, а также возможностей содержать штат экспертов, которые выносят заведомо нелогичные выводы о реальной стоимости ущерба (некоторые, конечно договариваются – по-другому это называется коммерческим подкупом ).  

Вот, например, известное всем ОАО «РОСНО» - компания работает по всей России. Многие автовладельцы имеют полис «РОСНО». Владелец «Тойоты Короллы»» с полисом ОСАГО от «РОСНО» случайно на перекрестке бьёт автомашину  «Джип Рэнглер». За рулём обоих автомобилей люди нормальные и цивилизованные. Вызывают сотрудников ДПС, а дальше обыкновенная процедура - описываются повреждения корпуса джипа: дверь, крыло и пр., ну, и все по протоколу. Далее владелец джипа идёт в офис ОАО РОСНО и подаёт соответствующие документы на возмещение ущерба. Но при оценке ущерба специалисты в РОСНО учитывают, что джипу уже пять лет и значит, крыло и дверь стоят уже значительно меньше, также считают и стоимость других деталей кузова. Потеряла ли свои качества дверь от джипа за пять лет или нет, в данном случае не важно. Дверь автомашины, крыло и другие важные составляющие кузова автомашины – это категории конкретные – они или есть, или их нет, и заменить их можно, только заказав новые. Иного не дано, да сотрудники РОСНО и не предлагали, потому, что предложить тут нечего. Владелец джипа поставил машину в авторизованный сервис, где ему её отремонтировали, и потом пошёл обратно уже с оплаченным им самим заказом-нарядом в офис РОСНО. Сотрудники страхового общества чуть увеличили сумму выплаты за ущерб, хотя на руках у них уже были документы (заказ-наряд) из авторизованного сервиса и они знали конкретную сумму материального ущерба, но ущерб, который должны были возместить, не возместили. Теперь дело за судом.

Так для чего и КОМУ нужны страховые полисы ОСАГО, которые не возмещают очевидный и неоспоримый ущерб? Ответ также очевиден – страхование ОСАГО нужно только тем, кто получает доход от данного вида страховой деятельности. Конечно, если пострадавшие от действия данного вида страхования не ленились и обращались в суд, то, наверное, и действия страховых обществ были бы более логичными. Но весь расчёт на неадекватную выплату суммы ущерба строится именно на нежелании потерпевших принимать участие в судебных разбирательствах и тратить ещё больше сил и времени, а также на исторически сложившемся негативном отношении жителей России к  судам любой юрисдикции. В данном случае каждый поступает, как он сам считает нужным. Рассчитывать на джентльменское соглашение со страховым обществом не приходится, а так как страховой бизнес во всём мире весьма прибыльный и обладает большим административным ресурсом, то неудивительно, что могут появиться ещё и другие виды обязательного страхования, которые будут внедряться в жизнь административными методами.     

Но всё же есть некоторые способы сопротивления отъёму денег при помощи полиса ОСАГО. Помимо, упоминавшегося выше обращения в суд, это покупка ещё одного полиса минимального КАСКО. То есть, при покупке обязательного полиса ОСАГО некоторые страховые компании предлагают купить ещё и минимальный полис КАСКО, ну, например, за 500 рублей. Если возникнет страховой  случай не по вашей вине, то страховая компания, у которой вы приобрели ОСАГО, займется получением компенсации за причиненный вам ущерб у страховой компании, которая продала полис ОСАГО виновному в ДТП. По крайней мере, некоторые страховые компании предлагают такую услугу своим клиентам.


ОСАГО скрытый налог



Пользовательскогопоиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru