Проблемы местного самоуправления
все журналы по темам оглавление  № 29  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


По ту сторону радуги - Do outro lado do arco-iris
Образование в Бразилии

Волков И.В.

(продолжение рубрики)

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Кому нужен диплом о высшем образовании?

Кошельки профессуры

Высшее профессиональное образование в Великобритании

Американская школа

Становление и развитие дистанционного обучения в мире

Первая международная видео-конференция «Москва-Мельбурн. Слово молодым!»



Официальный образовательный цикл в Бразилии:

  1. восемь лет основного (начального) образования
  2. три года среднего образования
  3. четыре-шесть лет высшего образования - дополнительное образование.

Дошкольное образование (детский сад и пр.) не обязательно.

образование в Бразилии

Теме образования посвящена часть Конституции Бразилии, статьи 205 - 214. Самый важный конституционный закон, касающийся образования - Закон № 9394, от 20 декабря 1996 года - Lei de Diretrizes e Bases (Закон Руководящих принципов и Оснований), но часто называемый Lei Darcy Ribeiro (закон Дарси Рибейро - как дань одному из самых великих бразильских социологов и педагогов).

Согласно статье 208 Конституции, основное начальное образование является обязательным и бесплатным. Только начальное образование обязательно в Бразилии. За исполнение этого отвечает и государство (включая федеральное правительство, штаты, федеральный округ и муниципалитеты), и родители.

"Компетентная власть должна быть ответственной за отказ Правительства в обеспечении обязательного образования или если это делается нерегулярно...", -написано в параграфе 2 статьи 208 Конституции Бразилии.

Были единичные случаи, в которых суд участвовал, в исправлении ситуации, когда бедные семьи не могли устроить детей в школу, в таких случаях суд решал, что штат должен оплатить обучение таких детей в частных школах.

школы бразилии

Намного более серьезная и частая проблема - это дети, которые не посещают школу, потому что их родители за ними не следят; много бедных родителей не могут позволить себе затраты на подготовку и отправку детей в школу; или они просто предпочитают посылать детей работать, а не учиться в школе.

Несмотря на то, что начальное образование обязательно и работать людям моложе 16 лет запрещено, в Бразилии очень часть используется детский труд, и причина проста: родители нуждаются в том, чтобы их дети работали и зарабатывали деньги.

Ситуация улучшилась за последние несколько лет благодаря двум официальным программам: Bolsa Escola, по которой родители, которые отправляют детей в школу и следят за их здоровьем, получают маленькое пособие, и FUNDEF, по которой муниципалитеты    получают    федеральные    средства   в    соответствии    с    числом зарегистрированных детей.

Большинство начальных школ финансируется или муниципалитетами, или штатами (как  определено в параграфах 2 и 3 статьи 211 Конституции); и штаты, и муниципалитеты обязаны тратить   по   крайней   мере   25%  своего   бюджета   на образование. Это порождает проблему: у более богатых штатов и более богатых городов есть больше    денег,    чтобы    инвестировать    в качественное    образование,    с    более высокооплачиваемыми, квалифицированными учителями и лучшей инфраструктурой, тогда как в более бедных городах и штатах образование очень плохое. Даже в более богатых областях, однако, за прошлые десятилетия качество образования падало. В Бразилии наблюдалась следующая картина: государство вкладывало в образование очень мало средств; стандарты государственного образования понизились; средний класс помещал своих детей в частные школы и не заботился о государственном образовании и т.д.

секретарь по образованию города Кабо Фрио

Образование открыто для свободного частного предпринимательства, при наблюдении официальных властей. В настоящее время, фактически весь средний класс посылает детей в частные школы. Цены на обучение могут меняться от всего R$ 50 (US$ 20) в маленьких городах до R$ 500 в Сан-Пауло или Рио-де-Жанейро (города, где услуги являются самыми дорогими в Бразилии).

Бразилия участвует в программе «Каждому ребенку - по персональному компьютеру» - проект по предоставлению дешевых ноутбуков бедным детям в странах третьего мира), но программа продвигается очень медленно.

Среднее  образование   (на  португальском  языке   'ensino  medio')  не обязательно  в Бразилии. В пункте II статьи 208 Конституции говорится, что государство должно искать путь обобщения бесплатного среднего образования (сравните это с Пунктом I из той же самой   статьи,   в   котором   говорится,   что   начальное   образование обязательно   и бесплатно); статья, однако, не устанавливает срок, в котором должен быть найден «путь обобщения».

Среднее образование занимает три года. Большинство средних школ финансируется муниципалитетами и штатами. Последствие этого - то, что качество образования в этих школах меняется в соответствии с инвестиционными возможностями властей.

Большинство школ не обеспечивают профессиональное образование. Есть школы, которые обеспечивают, наряду с регулярным образованием, также профессиональные навыки; такие школы называют 'escolas tecnicas' (технические школы). Даже при том, что оно не обязано, федеральное правительство поддерживает сеть технических школ, которые считаются лучшими в Бразилии. Также высоко ценятся технические   школы,   поддержанные   SESI   и   SENAI;   эти   организации   получают финансирование от отраслей промышленности, и обучают по программам для данных отраслей (обычно, SESI и SENAI посещаются представителями бедных классов, как это произошло с президентом Бразилии Лулой).

образование бразилии

Но в большинстве случаев у дипломированных специалистов среднего уровня нет технической специальности. Многие пытаются поступить в университеты, чтобы получить диплом. Для поступления в университеты необходимо сдать специальные экзамены-собеседование (на португальском языке 'vestibular').

Чтобы подготовиться к экзаменам, многие абитуриенты после окончания среднего образования, берут частные уроки, называемые cursinhos. 'cursinhos' - не официальные учреждения (посещающим эти уроки не гарантируется поступление или официальный диплом об окончании курсов). Такие курсы стали важным звеном в цепи бразильского образования. Они существуют во всех средних и больших городах, где есть значительное количество учеников, заканчивающих среднюю школу. Они вкладывают много денег в маркетинг и рекламу, пытаясь заполучить как можно больше кандидатов в университет. Некоторые нанимают лучших учителей (с соответствующими самыми высокими зарплатами) на рынке; у этих учителей трудная задача попытаться пройти с учениками за один год то, что при нормальном обучении изучается больше, чем три года.

Некоторые из прежних больших cursinhos росли так, что они стали, во-первых, иметь отделения во многих городах, и выросли в институты с хорошим обучением.

образование Бразилии

Среднее образование также открыто для свободного предпринимательства, при наблюдении официальных властей. Точно так же, как это случается с начальным образованием, бразильский средний класс посылает детей в частные средние школы. Большинство семей среднего класса знает, что частные школы (обычно) намного лучше государственных официальных школ. Посещение частных средних школ становится еще более важным, потому что вступительные экзамены в колледж или университет основаны на предметах, преподававшихся в средних школах; статистические данные показывают, что большинство студентов, поступивших в вузы, посещало частные средние школы.

Обычно, помимо обычных предметов, частные школы предлагают дополнительные, такие как спортивные состязания, языки, искусства, и т.д. Цены в частных школах могут быть очень высокими, в зависимости от качества (и репутации) учреждения; обычная частная школа обычно стоит несколько сотен реалов, но главные школы, такие как Porto Seguro, Dante Alighieri, Colegio Sao Bento, American School of Brasilia, и т.д. может стоить тысячи долларов в месяц.

высшее образование в Бразилии координатор по образованию Фернанда Барбоза

Следствие такого положения дел - то, что обычно студенты, которые могли позволить себе лучшие средние школы или лучшие cursinhos, поступают в бесплатные общественные университеты, тогда как более бедные классы, кто не мог позволить себе хорошего начального и среднего образования, идут в платные частные университеты низкого качества.

Ни одно высшее образование не обязательно (как начальное образование), нет плана относительно его обобщения (как со средним образованием). Однако, абсолютное большинство федеральных инвестиций в образование направлено на высшее образование (причина этого в стране, где фундаментальное образование так несовершенно, в том, что деканы и профессора университетов имеют намного более сильное лобби и связи, чем директора и учителя школ).

проект открытия русского класса в бразилии Обсуждение проекта открытия класса по изучению русского языка,
культуры и истории России в Universidade Veiga de Almeida (UVA),
Рио-де-Жанейро, Бразилия

Из-за федерального финансирования общественные университеты, в основном, лучше, чем частные. Общественные университеты, которые не ищут прибыли, более вероятно, вложат капитал в квалифицированную профессуру и в дорогое оборудование, необходимое для таких специальностей, как медицина и инженерия. Большинство частных вузов предлагает специальности по гуманитарным наукам, таким как юриспруденция (специальность с самым большим ростом за последние годы), администрирование, учет.

учеба в Бразилии университет рио-де-жанейро

университет рио-де-жанейро университет рио-де-жанейро

Это неравенство между общественными и частными университетами было еще больше десятилетие назад. Президент Фернандо Энрике Кардозу создал Provao, ряд тестов, которые проходят все студенты перед окончанием обучения. Результаты таких тестов были обнародованы, и таким образом будущие студенты могли узнать о качестве подготовки в вузах. Частное учреждение начало нанимать лучших профессоров и вкладывать капитал в лучшую инфраструктуру, чтобы улучшить свои результаты в Provao, и качественный промежуток между общественными и частными образовательными учреждениями существенно сократился.

университет Вейга ди Альмейда, Рио университет Вейга ди Альмейда, Рио

университет Вейга ди Альмейда, Рио высшее образование в Бразилии

У учреждений, и частных и общественных, есть относительная свобода набора абитуриентов. Даже при том, что некоторые учреждения используют результаты ENEM (тесты, которые периодически применяются для студентов средней школы), чтобы оценить кандидатов, главным способом отбора абитуриентов является вербальный процесс (собеседование). Собеседование принято фактически во всех общественных вузах, потому что число кандидатов обычно превосходит число вакантных мест. Вербальный тест подобен американскому GMAT, но подготовка тестов и оценки результатов разные для каждого образовательного учреждения; абитуриенты с лучшими оценками зачисляются на учебу.

высшее образование в Бразилии

Общественные университеты оценивают только интеллектуальный уровень абитуриентов, такие факторы, как спортивные достижения или семейные отношения не относятся к делу. В некоторых частных учреждениях принята практика поддержки спортсменов высокого уровня. По некоторому мнению, из-за этой системы студентами по престижным специальностям (инженер, юрист и т.д.) в общественных колледжах обычно становятся представители высшего и среднего класса, кто мог позволить себе качественное начальное и среднее образование. Более бедные обычно обращаются к частным учреждениям, где конкурс ниже.

Недавно было принято несколько  поправок, чтобы дать больше возможностей меньшинствам. Федеральный Университет Рио-де-Жанейро зарезервировал места для бедных (людей с определенным уровнем дохода); в Университете Бразилиа имеются несколько мест для черных и мулатов (но по этому вопросу ведутся большие дискуссии).

Дополнительное образование в Бразилии также сконцентрировано в общественных университетах. Большинство магистерских и докторских курсов находятся в общественных учреждениях. В некоторых случаях, даже в общественных учреждениях, магистратура и докторантура платные. У учреждений есть свобода набора обучающихся; требования обычно включают наличие рекомендательных писем и плана будущих научных исследований.

Президенты МЭПИ и UVA, Бразилия
Президент Universidade Veiga de Almeida
Марио Вейга ди Альмейда Жуниор
и Президент Московского экономико-правового института
Волков Игорь Владимирович

 

Продолжение следует.            



RussoBras - все о Бразилии



Пользовательского поиска





в начало

использование информации с данной страницы без письменного согласия редакции журнала запрещается!!!
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100 Рейтинг@Mail.ru