Проблемы местного самоуправления
все журналы по темам оглавление  № 29  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


38 ПОПУГАЕВ или УГОЛОВНАЯ СТАТИСТИКА
(продолжение, начало в № 27 - перейти на начало)

Закирова Э.К.

«Одним из источников информации о преступности является государственная статистика и особенно ее уголовно-правовой раздел. Уголовная статистика позволяет выявить закономерности и тенденции развития преступности, а так же дать им количественную характеристику. Государственная система уголовной статистики основана на принципе единого учета преступлений, которая функционирует в России с 60-х годов прошлого века». (Криминология: учебное пособие/ Г.И. Богуш [и др.]; под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: ТК «Велби»,изд-во «Проспект», 2007).

Р. Магритт. Сын человеческий (коллаж)

Этап 2. Привлечение лица в качестве обвиняемого.

В пункте 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации сказано, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Но презумпция невиновности существует только на бумаге. Для правоохранительных органов любой участник уголовного судопроизводства (подозреваемый, обвиняемый и нередко даже  потерпевший!) является человеком второго сорта, на основании того, что посмел побеспокоить представителей государства своими проблемами. А обвиняемый является для некоторых должностных лиц не просто единицей отчетности, но и ценным товаром, сам того не подозревая.

Лица, расследующие уголовные дела – следователи и дознаватели, отчитываются о результатах своей деятельности количеством возбужденных дел. Им  не очень важно, есть ли в уголовном деле фигуранты, или преступник не установлен (в Москве такие дела называют «висяками», в Санкт-Петербурге – «глухарями» и т.д.). По большому счету, в смысле работы более простыми являются именно «висяки». Достаточно допросить потерпевших, свидетелей, назначить необходимые экспертизы, отправить запросы и дать поручение оперативно-розыскным подразделениям установить лиц, причастных к данному преступлению. Следователь и дознаватель не должны ловить преступников, их работа состоит в процессуальном оформлении и сопровождении уголовного дела, а розыском лиц занимаются органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Если же по делу имеются подозреваемые или обвиняемые, то к уже перечисленным действиям автоматически присоединяется гораздо больший объем работы: задержание, допросы, очные ставки,  проверки показаний на месте, новые экспертизы и многое другое. К тому же это грозит дополнительными учетно-статистическими формами. Поэтому в наличии обвиняемого по уголовному делу больше заинтересованы именно оперативники, которые вопросам о результатах их работы могут противопоставить только цифры о количестве лиц, установленных их службой за месяц, полугодие, год.

Ни для кого не является секретом и то, что большинство сотрудников правоохранительных органов помимо государственной службы имеют и дополнительный источник дохода.  Об этом все знают и зачастую начальники таких сотрудников с пониманием относятся к приработкам, требуя только одного – достойных показателей работы, которыми и являются раскрытия преступлений, т.е. количество  лиц, привлеченных в качестве обвиняемых. Они оформляются учетно-статистическими карточками формы 1.2, а так же алфавитными карточками, которые содержат всю информацию о человеке (паспортные данные, описание внешности, особые приметы, описание татуировок, клички, круг общения и многое другое). Этот набор карточек и является наиболее ценным с точки зрения сотрудников розыскных служб, поскольку вместе с ним фамилию конкретного оперативника  указывают в справке, подтверждающей, что именно он задержал преступника или раскрыл преступление. Что в переводе на русский язык означает временный иммунитет от притязаний начальника, а иногда и благодарности за отличную службу в виде различных поощрений.  

На сегодняшний день, в сотрудниках ценят не талант, а способности уметь вовремя предоставлять достаточное количество раскрытий. Соответственно, любому разумному человеку, имеющему желание работать в органах «ради удостоверения» и зарабатывать деньги другими способами, рано или поздно приходит в голову мысль о том, что раскрытия можно купить, не выполняя свои служебные обязанности.  Совсем не работать, конечно, не получится, но можно сэкономить огромное количество времени для более доходного занятия, отводя малую долю трудового дня для создания видимости работы по должности. Возникает вопрос: где взять раскрытия? На дороге они не валяются и на каждого пойманного преступника есть человек, который его поймал. Вот здесь и начинаются те подковерные игры, о которых знают только сотрудники, тесно связанные со статистикой.

Раскрытие (а точнее, карточки на раскрытие) можно купить у следователя, а лучше сразу у руководителя следственного органа. Именно последний должен поставить свою подпись на карточке 1.2 рядом с подписью следователя, тем самым подтвердив данные о предъявлении обвинения именно этому лицу. То есть, без его подписи карточку попросту не примут, а значит, проще договориться сразу с начальником, минуя следователя.  Бывают следователи, которые настолько авторитетны, что сами принимают решение о том, какая служба будет фигурировать в графе «раскрытие», но это скорее исключение, нежели правило. Скорее всего, такие вопросы решают либо по обоюдному согласию следователя и начальника, либо исключительно на уровне начальства, ставя следователя перед свершившимся фактом. Именно поэтому оперативные и иные службы (например, патрульно-постовая служба, вневедомственная охрана, участковые уполномоченные и т.д.), от которых регулярно требуют показатели, всегда зависимы от начальников, руководящих следствием или дознанием, и стараются поддерживать с ними хорошие отношения.

Как было сказано выше, на каждое раскрытие имеется человек, раскрывший преступление. Нельзя же взять и «отнять» заслуженную «награду» в виде карточки, принадлежащую одному и «отдать» (продать) ее службе, которая не имеет к этому делу никакого отношения, но способна хорошо заплатить. Оказывается, можно. За деньги в России можно многое. Вот и выходит, что кто-то выслеживал преступника, не спал ночами, рисковал жизнью, а кто-то заплатил и получил результат, которого достиг менее удачливый и состоятельный человек. Безусловно, бывают и скандалы, которые заканчиваются внесением коррекции в базу данных и торжеством справедливости, но их немного. Как правило, перед заполнением соответствующих граф все уже решено и согласовано на разных уровнях. К тому же, один раз поскандалишь за правду и всю оставшуюся часть службы не сможешь наладить отношений, испорченных такими фортелями.

Сотрудники,  наученные горьким опытом, действуют более продуманно: они лично едут за подписью к следователю и его начальнику, терпеливо ждут, а если нужно, уговаривают (умоляют/пытаются заинтересовать) сотрудника, который относит карточки в учетно-статистическую группу, вместе с ним отправляются туда и не покидают кабинет статистики до тех пор, пока своими глазами не убедятся в том, что показатели внесены в компьютерную базу данных. Звучит, как анекдот, но бывали случаи, когда коды служб в карточках в самый  последний момент таинственным образом превращались в коды «конкурирующих» служб, когда более пронырливый сотрудник заменял в справке о раскрытии фамилию своего товарища, с которым он сидит в одном кабинете на свою фамилию и другие нелицеприятные факты.

На войне как на войне…

Продолжение следует…

38 попугаевУголовная статистика38 попугаевУголовная статистика

38 попугаевУголовная статистикаУголовная статистика38 попугаев38 попугаев



Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru