Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 27  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


московский экономико-правовой институт - мэпи



Обучение для развития интеллекта

Прокофьева Т.Ю.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Высшее образование – кризисные коррективы

Инновационная экономика и подготовка специалистов

Интеллектуализация труда и специфика продукта интеллектуального труда


Системы образования, призванные способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, достаточно консервативны. Не всегда социально-экономические изменения, научно-технический прогресс находят необходимый отклик в среде вузовских работников. До сих пор остается актуальным высказывание американского педагога Конни Стаута о том, что учитель, получивший диплом в 1890 году, мог бы совершенно спокойно войти сегодня в класс, подойти к классной доске и начать урок (Educom Review, nov./dec. 1994, p. 38).

Действительно, несмотря на происходящие изменения в содержании обучения, появлении огромного количества новых средств обучения, учебный процесс в среднестатистическом ВУЗе мало изменился со времен Гербарта, предложившего классно-урочную систему. Мы и сейчас придерживаемся парадигмы обучения, принятой в XIX веке: преподаватель – учебник (система средств обучения) - студент. Это система ориентирована на преподавание, на центральную роль преподавателя в этом процессе и студента, как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что студент должен стать субъектом учебного процесса, пока не реализуются на практике в должной мере.

адвокат-свидетель

Важность подхода, при котором процесс познания должен победить процесс преподавания в образовании, предопределяется тем, что прочность приобретаемых знаний в той или иной области уязвима. Ведь полученные  знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем студенты сумеют полностью их усвоить и получить диплом. Гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания.

Если знания быстро устаревают, то важнее не они, а умение понимать и мыслить. Упаковывать надо не знания, а концентрацию знаний о том, как работать со знаниями.

Современное общество – общество информационных технологий - гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Оно ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

- самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень.

В индустриальном обществе основную роль играли специалисты, которые были таковыми за счет большого количества знаний, полученных в процессе обучения. Знания заменяли им мышление: зачем думать, если ты и без того знаешь, что и как нужно делать? Сегодня скорость всех процессов в обществе увеличилась многократно, перемены происходят столь быстро, что люди не успевают сориентироваться. И, что самое главное, знания, полученные даже сравнительно недавно, никак не помогают, когда нужно что-то делать. Знания устарели, а новых нет, и неизвестно, как действовать: нужно думать головой. Думать же мы не приучены - ведь в нас всегда вкладывали готовые знания, не слишком заботясь о формировании способов их получения и употребления.

До сих пор в образовательных учреждениях преобладает традиционный знаниевый подход к обучению, который в современных условиях не позволяет систематизированно передать информацию, содержащуюся в объемных учебниках. Более того, при таком подходе невозможно обеспечить развитие творческих способностей личности и сформировать культуру самостоятельной деятельности специалиста.

При переходе на электронные технологии в образовании необходимо разграничивать два больших пласта обучающего софта: а) программы для использования в аудитории, в учебном процессе, и б) программы для индивидуальной работы студентов. Первые должны быть удобным инструментом для лектора, помогать ему демонстрировать различные материалы, выступать в роли лабораторной установки для проведения лабораторной работы, тестировать учащихся. От вторых требуется быть увлекательными и интересными, частично заменять преподавателя, который поможет, объяснит, ответит на вопросы, предоставит необходимую справочную информацию.

адвокат-свидетель

Рассмотрим программы, используемые в учебном процессе.

1. "Штатная" форма использования мультимедийного учебника состоит в переносе лекций, семинарских, лабораторных занятий в компьютерный класс. В этом случае каждый студент работает с программой самостоятельно (в наушниках, если имеется аудиотекст). Достоинством данного режима является возможность работать в удобном для студента темпе, изучая только те дополнительные материалы, которые он выбирает сам (например, он не станет останавливать лекцию для просмотра определения уже знакомого ему термина).

После автоматизированного контроля знаний студент, если он недоволен своей оценкой, повторит только те подпараграфы, которые он не усвоил (с них программа снимет "галочки"). Преподаватель при этом контролирует работу группы и имеет возможность заниматься индивидуально с теми, кто в этом нуждается. Достоинством занятия в компьютерном классе является то, что у студента нет никакой надежды, что "сегодня его не будут спрашивать, поскольку на прошлом занятии спросили". Контроль знаний и выставление оценки предусмотрены почти на каждом занятии.

2. Сетевые мультимедийные методики  предполагают работу с одной копией персональной версии мультимедийного учебника по сети. В ходе занятий преподаватель может контролировать работу студентов непосредственно со своего компьютера. Сетевая версия учебника позволяет превратить каждое занятие в увлекательное соревнование, своего рода "погоню за знаниями". Победители не только заканчивают работу раньше, чем "аутсайдеры", которых программа заставляет повторно прослушивать "заваленные" подпараграфы, но могут быть награждены дополнительными баллами.

3. "Открытая", профессиональная версия учебника. Она включает все возможности сетевой версии, но дополнительно позволяет преподавателю изменить структуру и содержание курса, включить в учебник свои методические наработки (иллюстрации, тесты), дополнить хронологию событиями истории своего региона, внести новые персоналии и т.д. При желании можно переозвучить и перемонтировать мультимедийные лекции на свой лад, то есть создать свой оригинальный учебник. Разумеется, профессиональная версия - намного более сложный инструмент, и она заслуживает самостоятельного рассмотрения. После ввода имени и выбора уровня сложности учащемуся становятся доступны ячейки журнала (разделы курса), и материал дается с соответствующей степенью детализации.

Изучение каждого параграфа заканчивается автоматизированным тестированием.

В качестве достоинств указанных программ следует отметить:

- создание комфортных условий обучения - таких, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

- высвобождение времени преподавателя для индивидуальной работы со студентами;

- большая свобода преподавателя, поскольку в режиме "кинолекции" именно он управляет компьютером и решает, какой дополнительный материал показывать аудитории, а какой нет;

- более эффективное "погружение" студента в изучаемую проблему и возрастание интереса к предмету, поскольку износившиеся традиционные наглядные пособия заменяются богатым видеорядом мультимедийных учебников.

Безусловно, можно найти и недостатки (продолжение в следующем номере).







в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru