Проблемы местного самоуправления
все журналы по темам оглавление  № 27  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


московский экономико-правовой институт - мэпи



ОБРАЗОВАНИЕ или ОБРАЗОВАННОСТЬ?

Левакова И.В.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Новая государственная стратегия в развитии образования

Инновационная экономика и подготовка специалистов

Новая парадигма среднего образования

Современные тенденции образования


Образованный человек и человек, который имеет высшее образование – это два разных понятия в русском языке. Почему эти понятия не идентичны? Недаром русский язык называют  великим и могучим, он способен передать не только информацию, но также оттенки, иронию, иносказание и многое другое.   Понятие «образованный человек» было заменено понятием «человек с высшим образованием» или «человек, имеющий диплом о высшем образовании» скорее всего,  в советские времена. Почему? Потому, что иметь - не значит быть. Возможно, это есть результат нашей  системы образования, которую мы до сих пор  считаем  одной из лучших в мире.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же мы так плохо жили?  Мы все прекрасно знаем, что деньги вкладывали в военно-промышленный комплекс, в развитие науки, в освоение космоса. Где же результат? Приоритет в освоении космоса за нами, но у нас нет  ни конкурентоспособных технологий, ни конкурентоспособной военной техники.  Отсутствие результата вряд ли  можно объяснить тем, что наши ученые  настолько бездарны, что несмотря на огромные затраты,  не смогли создать ничего стоящего.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же у нас всегда была (и остается на сегодняшний день) низкая производительность труда?  Вряд ли это можно объяснить тем, что все мы мало работаем.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему советские студенты не протестовали против существующего тоталитарного режима?  Студенчество всегда считалось самой прогрессивной частью общества. Студенческие волнения будоражили царскую Россию, происходили и происходят во многих странах мира, а в нашей стране студентов почему-то все устраивало и устраивает. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша молодежь самая инертная и пассивная часть общества.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему  целый народ облапошили в «эпоху перестройки»? Образованные люди с упоением читали разгромные статьи в журналах и делились впечатлениями об увиденном по телевизору, а пока они были заняты обсуждением того, что творилось в стране полвека назад, страны не стало, «национальную собственность» поделили  по справедливости и начался период «шоковой терапии». Образованные люди восприняли все как должное, убеждали себя и  друг друга в том, что «другого пути не дано», начали вписываться в «рыночные отношения», забыв про свое «лучшее в мире образование» и пытаясь заниматься челночно-кооперативным бизнесом. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша интеллигенция неспособна самостоятельно мыслить и реально оценивать действия власти.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему мы не знаем иностранного языка? Мы учим иностранный язык в школе, в институте. Язык мы изучаем примерно лет десять, а говорить не умеем, в лучшем случае  «читаю и перевожу со словарем». Приезжаем в другую  страну и наблюдаем, что малообразованные торговцы в магазинах и официанты более или менее свободно изъясняются по-английски, а мы не можем. Вряд ли это можно объяснить тем, что мы самый  неспособный к языкам народ.

Отечественная система образования

Список вопросов можно продолжить до бесконечности. Конечно, недостатки нашей жизни нельзя объяснить исключительно пороками системы образования, но хотелось бы, чтобы исчезло понятие «человек с высшим образованием» и осталось понятие «образованный человек». 

В преамбуле Закона РФ «Об образовании» сказано, что «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся  констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Образование – это не только получение «знаний, умений и навыков», но и воспитание, причем воспитание имеет приоритетное значение.  

Возможно, те вопросы, которые остались без ответа, возникли из-за того, что воспитание в рамках нашей системы образования ставило и ставит своей целью воспитание не свободно мыслящего человека, а человека-марионетки. Такая марионетка неспособна самостоятельно мыслить,  следовательно, неспособна к творчеству, протесту, она живет по навязанным кем-то стереотипам. Стереотипы могут быть разные. Можно работать ради того, чтобы строить светлое коммунистическое общество, а можно работать ради того, чтобы зарабатывать деньги и потреблять, потреблять, потреблять… В конечном счете, это неважно. Важно то, что образованный человек жизненные приоритеты определяет сам, а человеку с высшим образованием они навязываются сверху и он их безропотно принимает, как аксиому.   Так стоит ли утверждать, что существующая система образования является одной из лучших в мире?







в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru