Проблемы местного самоуправления
все журналы по темам оглавление  № 27  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


38 ПОПУГАЕВ или УГОЛОВНАЯ СТАТИСТИКА

Закирова Э.К.

«Одним из источников информации о преступности является государственная статистика и особенно ее уголовно-правовой раздел. Уголовная статистика позволяет выявить закономерности и тенденции развития преступности, а так же дать им количественную характеристику. Государственная система уголовной статистики основана на принципе единого учета преступлений, которая функционирует в России с 60-х годов прошлого века». (Криминология: учебное пособие/ Г.И. Богуш [и др.]; под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: ТК «Велби»,изд-во «Проспект», 2007).

Р. Магритт. Сын человеческий (коллаж)

Каждый человек, который хоть немного интересуется окружающей его действительностью, задумывается о количестве преступлений, которые совершаются в России. Дело не только в житейском любопытстве, но и в желании узнать, как отрабатывают деньги налогоплательщиков правоохранительные органы, которых у нас в стране с каждым годом все больше и больше.

По большому счету, сам процесс борьбы с преступностью настолько сложен и специфичен, что разобраться в его тонкостях под силу далеко не каждому профессионалу. Что до обывателей, то они больше понимают язык чисел, и зачастую оценивают проделанную работу милиции, прокуратуры и судов исключительно с точки зрения количества, редко задумываясь о качестве. Поэтому службы, которые будут подсчитывать все преступления, совершенные за тот или иной период времени, актуальны во все времена. Ведь система единого учета дает информацию о возбужденных делах, об отказах в возбуждении дел, о прекращенных, приостановленных, направленных в суд делах, о лицах, совершивших преступления. Кроме того, существует судебная отчетность по приговорам и решениям судов всех уровней, включая кассационные и надзорные производства.

На первый взгляд, все логично и сравнительно просто. Но в России у любой организации, будь то министерство или овощной ларек, есть вторая, скрытая от глаз непосвященных история. Именно она в полной мере раскрывает истинное положение вещей, которые происходят в системе уголовной статистики. Это целая жизнь, которая незаметна, но не менее важна и уж точно гораздо более интересна, чем деятельность, подробно описываемая в должностных инструкциях.

Основными формами фиксации информации о преступности являются так называемые карточки статистического учета. Это своего рода приложение к тому или иному процессуальному решению, принимаемому дознавателем, следователем, прокурором или судьей в рамках уголовного преследования и разбирательства по делу. То есть сами по себе эти бумаги не играют никакой роли, так как не являются процессуальными документами, но для правоохранительных органов они зачастую важнее уголовных дел. Карточки являются предметом вожделения одних служб и головной болью других. С уверенностью можно утверждать лишь одно – любой, кто так или иначе по роду своей деятельности сталкивался с карточками, равнодушным не остался.

Для того, чтобы это объяснить, нужно проследить все стадии расследования уголовного дела в совокупности со статистическим учетом и той игрой, которая протекает за кулисами кабинетов. Элементы этой игры заложены уже в том, что почти все данные, содержащиеся в карточках, указываются с помощью кодов – набора цифр, которые в тех или иных графах заполнения обозначают какую-либо информацию. Кодируются графы с помощью журнала для заполнения карточек, который содержит все возможные варианты на все случаи жизни (например, город Москва имеет код 126).

Журналы немного видоизменяются каждый год, отражая новые тенденции в уголовном праве и криминологии. Доступ к журналам имеют только работники учетно-статистических групп, которые и занимаются заполнением и сдачей карточек. То есть, не каждый следователь, дознаватель, прокурор и начальник следственного отдела, ставящие свою подпись под кодами и цифрами, точно знают, что они подписывают. Получается, как на заводе, изготавливающем секретную военную технику: каждый рабочий выполняет определенную операцию, только догадываясь, что за изделие получится в итоге. Эта неосведомленность, порожденная нежеланием вникать в непростой мир цифр, а чаще просто ленью к любой работе, которую можно переложить на кого-нибудь, часто приводит к самым непредсказуемым последствиям. Но обо всем подробнее…

Этап 1. Возбуждение уголовного дела.

Сразу же после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следователь или дознаватель должен заполнить учетностатистическую карточку формы № 1, а точнее, предоставить учетному работнику всю необходимую информацию для ее заполнения. Разумеется, некоторые должностные лица предпочитают лично кодировать ход истории, но у них на то свои, далеко не благородные мотивы. К таким «недоверчивым» созданиям мы вернемся в свое время. В карточке отражается вся первичная информация, которая имеется в уголовном деле: данные о времени, месте совершения преступления, о потерпевших, размере ущерба, номера и даты документов, являющихся поводами для возбуждения дела, информация о работе, проделанной на месте происшествия, применении специальных технических средств и участии служб, коды органа, возбудившего дело и расследующих его и многое другое. Для криминологов важным в этой форме является все. Для милицейских начальников значение имеют только некоторые пункты, содержащие коды подразделений правоохранительных органов, участвовавших в выявлении преступления и пометки об установлении лица, совершившего преступление. Для учетных работников наиболее важными являются такие бюрократические тонкости, как точный номер уголовного дела, дата его возбуждения, реквизиты документов, являющихся поводами для возбуждения уголовного дела (номер регистрации заявления о преступлении или рапорта в книге учета преступлений), должностное лицо, вынесшее постановление и подписавшее карточку и т.д. Ведь вся информация с листа формата А-4 (именно такого размера карточка формы 1) будет занесена в компьютер, который с помощью установленных программ будет выдавать данные об уголовных делах с истекающим сроком предварительного расследования и тем самым подстегивать следователей и дознавателей, которые иногда забывают о пылящихся в сейфах делах.

Поэтому самой жаркой порой в правоохранительных органах является конец месяца. Сроки предварительного следствия исчисляются в месяцах. Соответственно, до конца текущего месяца надо предоставить в учетно-статистическую группу данные о делах, которые возбуждены в этот период, или срок по которым истекает. По старому русскому обычаю вся работа делается в самые последние дни. Поэтому, по возможности старайтесь не обращаться в органы милиции и прокуратуры 29, 30 или 31 числа любого месяца. Головы абсолютно всех начальников, а также следователей, дознавателей, прокуроров будут заполнены цифрами и показателями. Лучше приходите числа 3 или 4, когда статистическая лихорадка будет позади.

Продолжение следует…

38 попугаевУголовная статистика38 попугаевУголовная статистика

38 попугаевУголовная статистикаУголовная статистика38 попугаев38 попугаев





в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru