Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 26   1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Огни Андаманского моря


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Вспомогательный крейсер "Орел"

Профессор Фурхт (рассказ)


Шел октябрь 1914 года – третий месяц первой мировой войны. Российский легкий крейсер «Жемчуг» стоял на рейде в Джорджтауне на острове Пенанг (теперь принадлежащем Малайзии). Что он там делал, так далеко от России, теперь сказать сложно. Известно одно – русский легкий крейсер «Жемчуг» сумел избежать печальной участи русской эскадры, погибшей в Цусимском сражении 1905 года. Но в далеком Индийском океане его настиг другой легендарный корабль – германский вспомогательный крейсер «Эмден». Неожиданная встреча, благодаря российской безалаберности, закончилась для «Жемчуга» трагически. Местонахождение военного корабля под российским флагом во время войны так далеко от родины было само по себе странным, и команду и офицеров «Жемчуга» не удивило, когда к ним стал приближаться другой военный корабль под российским флагом. А ведь тогда радиосвязь была уже обязательным элементом на флоте, да и визуальную никто не отменял. Беспечность экипажа «Жемчуга» и необычайная дерзость и отвага экипажа «Эмдена» сделали свое дело.

Российский легкий крейсер «Жемчуг»

После этого случая «Эмден» еще хорошо поразбойничал в Андаманском море. Немало бортовых огней кораблей противника он потушил, а также немало и «зажег», уничтожая в разных местах на берегу имущество врагов. Но и на «Эмден» нашлась управа – он погиб в неравном бою с австралийским крейсером «Сидней». Но и это еще не все – часть экипажа «Эмдена» под руководством лейтенанта фон Мюке продолжила свою одиссею по возвращении на Родину. А дело было так.

В ноябре 1914 г. у берегов малоизвестного острова Дирекшн (архипелаг Кокосовых островов) появился легкий крейсер-рейдер кайзеровского флота “Эмден”, посланный сюда с целью уничтожить телеграфную станцию и нарушить сообщение с Европой...

Ожидая встретить вооруженный отпор, капитан “Эмдена” отправил на остров десант в составе 3 офицеров, 6 унтер-офицеров и 41 матроса на шлюпках, буксируемых паровыми катерами, под командованием старшего помощника лейтенанта Гельмута фон Мюке. Утром 9 ноября десантники высадились на остров, не встретив сопротивления: на станции были лишь гражданские служащие.

крейсер-рейдер кайзеровского флота “Эмден”

У пирса рядом со станцией доживала свои дни марсельная шхуна “Эйша”. Старая шхуна, названная по имени любимой жены пророка Мухаммеда, принадлежала семейству Клунис-Росс и еще недавно совершала в год 2-3 рейса до Батавии и обратно с грузом копры и почтой, пока ее не заменили пароходом. Фон Мюке решил отправить “Эйшу” на дно, но прежде принялся крушить оборудование станции; его просто порубили топорами, а радиомачту взорвали. Поиск и уничтожение телеграфных кабелей оказались делом более сложным. Не успев закончить намеченное, фон Мюке услышал сигнал, требующий немедленного возвращения. Десантники погрузились в шлюпки и направились к крейсеру. Но тот уже выходил в море, отстреливаясь от невидимого противника. Догнать рейдер надежды не было. Пришлось возвращаться на остров и готовиться к обороне. Вскоре все прояснилось: “Эмдену” навязал бой превосходящий его скоростью и вооружением австралийский легкий крейсер “Сидней”, который принял SOS, переданный сотрудниками станции, и поспешил на помощь. Фон Мюке трезво оценил ситуацию: “Эмден” вряд ли выиграет бой, но даже если это случится, сюда могут подойти другие корабли противника. Небольшому отряду десантники “Эмдена” могли, конечно, оказать сопротивление, но против корабельной артиллерии они были бессильны. Следовало уходить. Паровые катера для дальних переходов были непригодны. И тут Мюке вспомнил о шхуне, которую не успели взорвать.

Небольшой отряд десантников

На ее борту обнаружили старого шкипера и матроса. Несмотря на скепсис шкипера, Мюке решил, что “Эйша” может выдержать океанский переход. Такелаж и паруса обнаружили на складе, но из навигационных приборов ничего, кроме компаса, старого секстана, транспортира и механического лага, найти не удалось. Карты имелись только на район Кокосовые острова - Батавия. А целью было побережье Германской Восточной Африки: идти в нейтральный порт, где их могли интернировать, Мюке не хотел.

Гельмут Мюке принял командование шхуной

Гельмут Мюке принял командование шхуной. На борт погрузили продовольствие в расчете на двухмесячное плавание (воды - только на месяц), и паровой катер поспешил до наступления темноты вывести шхуну в море на буксире. Глубины вокруг были небольшими, карты лагуны у немцев не было, и капитану пришлось взобраться на фок-мачту, откуда просматривалось дно бухты, и с помощью лоцманской дудки управлять курсом буксира. Выйти в море до заката не удалось. Резко наступившая темнота заставила Мюке перебраться на бушприт. Было несколько опасных касаний подводных рифов, но все кончилось благополучно, шхуна вышла на просторы Индийского океана. Так началось знаменитое плавание “ Эйши”.

Так началось знаменитое плавание Эйши

Сначала Мюке не спешил уводить шхуну от острова. Его не покидала надежда на возвращение “Эмдена” или подход угольщика, с которым у “Эмдена” здесь была назначена встреча. Но с рассветом увеличивалась опасность встретить корабли противника, и Мюке решил уйти. Только теперь он осознал кучу проблем, с которыми столкнулся.

После тщательного осмотра выяснилось, что шкипер не лукавил, говоря о плохом состоянии корпуса. Действительно, борта подгнили, да и наличие воды в трюме говорило о многом. Корабельная помпа не работала, но ее удалось отремонтировать, и весь рейс она исправно трудилась. Состояние такелажа и парусов также не давало оснований для оптимизма.

Экипаж предстояло обучить плаванию под парусами: из 50 человек только три офицера имели какую-то практику, полученную на учебных парусниках. Шхуна водоизмещением около 100 т и длиной чуть более 30 м была рассчитана на ко- манду из 6 человек: ровно столько на ней было спальных мест. Правда, имелся огромный пустой трюм, где прямо на балласте на тюфяках и разместилась основная часть команды. Однако первая же ночь показала, что идущую практически в балласте шхуну так швыряет на океанской волне, что ночевка в трюме оборачивалась борьбой за выживание. Хорошо, что на борту обнаружился запас старого такелажа - моряки стали плести гамаки. Худо дело было и с обмундированием: легкая морская форма при работе с парусами быстро изнашивалась. Но, по воспоминаниям участников этого плавания, самым “трагическим” в их одиссее было отсутствие зубных щеток.

Гельмут фон Мюке

На крохотном камбузе готовить на полсотни человек было невозможно. Из чушек чугунного балласта моряки соорудили очаг. Установить кастрюли на огонь не позволяла постоянная качка, их приходилось держать руками при помощи своеобразных ухватов, изготовленных из подручных материалов. Нехватка столовых приборов вынудила обедать по очереди. Возникла проблема и с водой. Судя по всему, из 4 цистерн питьевой воды на шхуне использовалась только одна. Остальные были в отвратительном состоянии, вода в них испортилась. Поэтому для экономии при приготовлении пищи пресную воду стали смешивать с морской.

Столкнувшись с таким обилием проблем, Мюке на совещании офицерского состава принял решение идти в ближайший нейтральный порт, где есть немецкий консул. По военным законам того времени любой корабль воюющих стран мог зайти в такой порт на срок до 24 часов. Мюке надеялся встретить там немецкие торговые корабли и либо переправить на них своих моряков, либо получить у администрации порта все необходимое для продолжения плавания. Выбор не радовал разнообразием - Батавия на восточном берегу Явы и Паданг на западном берегу Суматры. Батавия ближе, но туда вел узкий, изобилующий рифами Зондский пролив, проход которым без навигационного оборудования весьма опасен. Кроме того, была вероятность встретить там английские или японские крейсера. Поэтому курс взяли на Паданг.

На шхуне соблюдались порядки военного корабля. Велся судовой журнал. Регулярно определялось хронометрическое счисление путем наблюдения за высотой солнца, что позволяло узнать отклонение от генерального курса. Весьма полезным в этом оказался обнаруженный в каюте шкипера навигационный журнал с хронометрическим контролем и данными по девиации двухмесячной давности.

Матросов и унтеров разделили на 2 вахты. Но ежедневная приборка, обслуживание парусов, текущий осмотр и ремонт такелажа, работа с помпой и даже лекции и практика по основам парусного дела не могли заполнить все то время, которое по уставу отводилось для занятий моряков. Тем не менее, избыток свободного времени не подрывал строжайшую дисциплину на шхуне - сказывалась великолепная выучка немецких моряков.

С ветром им не повезло. Вместо северо-западного муссона, характерного для этого района зимой, “Эйшу” преследовали штили, прерываемые жестокими штормами с сильнейшими тропическими ливнями. Последние помогали пополнять запас пресной воды и решать вопросы гигиены - вся команда в такие моменты высыпала на палубу в чем мать родила для приема душа. А некоторые затыкали шпигаты и устраивали из палубы шхуны огромную ванну. Дождевая вода переливалась от борта к борту в такт качке - ну прямо джакузи...

Иногда за штилевой день течением шхуну сносило назад. Когда же удавалось поймать ветер, шхуна развивала скорость не более 5-6 узлов. И все же 23 ноября “Эйша” приблизилась к о.Сиберут. До Паданга оставалось около 80 миль. Механический лаг показывал, что с момента выхода из лагуны острова Дирекшн пройдено 800 миль. Учитывая состояние навигационных и штурманских приборов на борту, нужно признать выдающиеся штурманские способности Гельмута фон Мюке.

Далее путь лежал в проливе Сифлауэр вдоль западного побережья Суматры. Район изобиловал коралловыми рифами, карт не было, поэтому ночью приходилось стоять на якоре. Днем же Мюке посылал наблюдателей на мачты, чтобы они по изменению цвета воды предупреждали о приближении к мели...

27 ноября “Эйша” вошла в порт Паданг, где стояли торговые суда под немецким флагом. Здесь Мюке продемонстрировал талант дипломата. Администрация порта, не желая осложнений с англичанами, патрулирующими здешние воды, попыталась интернировать шхуну на том основании, что она является тро- феем, а не военным судном, а лейтенант Мюке без соответствующего приказа не может быть признан ее командиром. Мюке выразил протест и заявил, что вопрос о статусе его и шхуны может обсуждаться только с немецким командованием, и попросил связаться с ним. Ввиду невозможности это сделать и твердой позиции лейтенанта голландцы замяли вопрос и доставили на шхуну провизию и воду. А в картах, навигационных инструментах, мыле, зубных щетках и порошке отказали: по мнению голландских чиновников, это увеличивало “боевой потенциал” шхуны и нарушало законы нейтралитета. Посему немецким морякам предстояло продолжить плавание без карт и с нечищеными зубами. Вечером 28 декабря “Эйша” покинула Паданг.

За время стоянки Мюке удалось договориться о рандеву с капитаном торгового парохода “Чойсинг”, который, как оказалось, был включен в состав судов обеспечения крейсера “- Эмден”. 4 января “- Эйша” вышла в назначенную точку. Опять то штиль, то шторм. Мюке опасался разминуться с “Чойсингом” и организовал круглосуточное наблюдение за горизонтом... Только 14 декабря “Чойсинг” появился, но штормовая погода не позволила судам сблизиться. Назначив встречу под прикрытием небольшого островка, они разошлись. Ночью разразился самый сильный за все плавание “Эйши” шторм. Один за другим с треском лопались паруса, их обрывки тут же уносил ветер, менять парус во время такого шторма было безумием. Появилась реальная опасность, что плохо управляемую шхуну вынесет в зону прибоя и выбросит на риф. В темноте ночи были видны только обрушивающиеся на палубу пенные гребни... Но удача не отвернулась от немецких моряков. К утру шторм стал стихать, удалось поставить запасные паруса, а к моменту встречи с “Чойсингом” опять начался штиль. Пароход взял шхуну на буксир и привел ее в бухточку небольшого острова, где суда встали борт о борт. Мюке решил продолжить свою одиссею на пароходе, а шхуну затопить. Сняли ванты, в бортах ниже ватерлинии пробили отверстия. Экипаж “Эйши” с грустью наблюдал, как медленно тонет шхуна, служившая им домом в течение полутора месяцев, на которой они прошли 1709 миль. Когда шхуна скрылась под водой, прозвучал залп из винтовок. Так закончилось знаменитое плавание “Эйши”.

Пройдя на “Чойсинге” Баб-эль-Мандебский пролив, десантники высадились на аравийском побережье Красного моря. Мюке поставил перед собой задачу вернуть на родину боеспособный отряд. И ему удалось это сделать ценою неимоверных усилий, проведя команду где морем, где сушей по Аравийскому полуострову до Константинополя, добывая транспорт и провиант, вступая в стычки с воинственным, никому не подчиняющимися и склонными к грабежам мусульманскими воинами. Преодолев все трудности, 2 мая 1915 г. отряд прибыл в Константинополь. Здесь десантников встретили, как героев. Все они были награждены Железными Крестами. Мюке получил чин капитан-лейтенанта. По возвращению на родину почти сразу он опубликовал небольшую книгу о своем плавании на “Эйше”. Позже получил назначение старпомом на легкий крейсер “Ниобе”, служил командиром германо-турецкой речной флотилии на Евфрате. После разгрома турецкой армии занимался переброской флотилии на Дунай.

После капитуляции Германии, выйдя в отставку в звании корветтен-капитана (капитана 3-го ранга), Мюке активно занялся политикой и публикацией книг и статей о действиях “Эмдена” и своем плавании на “- Эйше”. С приходом к власти нацистов его несколько раз арестовывали за политические взгляды, но даже гестапо не решилось долго держать в своих застенках национального героя и кумира молодежи. А после войны Мюке стал борцом за мир и призывал к миру во всем мире.

Старый моряк Гельмут фон Мюке умер 30 июля 1957 г. в возрасте 76 лет.


Огни Андаманского моря



Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru