Проблемы местного самоуправления
все журналы по темам оглавление  № 25   1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Европа-Россия. Где кончается Европа и начинается Россия?

Волков И.В.


Страсбургский суд по правам человека

Вопрос этот не географический, и даже не политический. Географически Европа на востоке заканчивается на Уральском горном хребте, то есть в центре России; на юге – на кавказском хребте и далее на юго-востоке, между двумя горными системами, есть условная граница Европы. Где начинается Россия? На данный момент, в соответствии с договоренностью, опять таки европейской, о нерушимости границ, западные и южные рубежи после распада СССР довольно сильно изменились. Но ведь СССР – это наследник Российской империи, то есть России, как ее принято было называть. По существу, большевистское переименование России в СССР после его развала послужило формально значительному изменению границ и территориальной целостности исторической России. В данном случае не имеется в виду Бухара, или Хива, а, например, Киев – мать городов русских, откуда пошла русская земля, которая теперь почему-то стала заграницей.

Ну что же, новые времена. Восстанавливать справедливость при помощи превентивных ядерных ударов – абсурдно. Что же делать? Вот тут и надо вспомнить о Европе. Ведь практически сама Россия раздвинула границы европейской цивилизации до Тихого океана. Идея Соединенных Штатов Европы появилась еще в конце ХVIII века. Некоторые страны пытались военными методами под разными лозунгами объединить ее под своим началом (Наполеон, Гитлер). Чем все это закончилось – хорошо известно. Причем крах военной миссии начинался именно в России (СССР). В противоположность Западу, Россия тоже прибегала к военной силе, с меньшей агрессивностью, но более успешно. Русские войска были и в Париже, и в Берлине, да не один раз, но самой России, чтобы удержать приобретенное, явно не хватало цивилизаторско-гуманистического начала, поэтому все военные победы были не реализованы.

Теперь опять Запад двинулся на Восток, но уже используя другие, более понятные для всех методы – методы демократического свойства, с взаимоприемлемой в социальном обществе моделью частично регулируемой рыночной экономики. Что же делает Россия? Точнее даже не Россия, а власть, вместо того, чтобы использовать ситуацию открытости, вступить в реальную экономическую, социальную и, конечно, политическую структуру Европы, начинает строить барьеры. И это при том, что даже при ослабленном состоянии экономики, политическом разброде и прочей нестабильности, которые выпали на долю современной России в конце ХХ века, она все равно обладает намного большим совокупным потенциалом. «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей», - сказал великий поэт Владимир Маяковский. Но власть как бы априори не доверяет своему собственному народу и начинает за него думать, как ему жить и что делать. Так нельзя. Потому что любая власть и есть суть народа, не будет народа – не будет и власти.

Но, как есть, так и есть. Было время, когда жили под лозунгом: «Берите себе, сколько сможете!». С начала XXI века – «Все в строй, слушай команду!». Теперь, с новыми выборами, не меняя, а корректируя гуманистическую составляющую принятого направления развития страны, необходимо попытаться вступить в реальный диалог с Европой на общих принципах, отображенных в подписанных, в том числе, и Россией, международных конвенциях. Конечно, и объединенная Европа пойдет на уступки, должны и там найтись трезвые головы. Ястребы есть везде – и в России, и на Западе, любая международная разрядка снижает финансирование и политическое значение «ястребов», так что они всегда будут против. Всегда найдется Косово и Чечня, а противоракеты в Польше – вообще провокация.

Где кончается Европа и начинается Россия?

А ведь в Европе есть уникальный юридический инструмент – Страсбургский суд по правам человека. И Европа, и Россия подписали совместные документы, касающиеся этого органа правосудия. И сам Европейский суд стоит почти на тех же позициях, как и Верховный суд России, но сильно отличается от региональных судов. Вообще судебная система России - судебная власть – третья власть в России, сильно отличается от исполнительной власти. Никакой вертикали закона в судебной системе не присутствует, а есть горизонталь с местным чиновничье-милицейским аппаратом. И на местном региональном уровне просто творится юридический беспредел. Не имея практически во всех случаях эффективной судебной защиты, граждане России обращаются в Страсбургский суд, который в настоящий момент завален жалобами из РФ. Ответчиком же выступает российское государство в лице правительства. Получается абракадабра – правительство, которое «ни сном, ни духом» не причастно к этому правовому беспределу, становится ответчиком за него, что саму высшую власть приводит в состояние крайнего раздражения – она этого не делала, а обвиняют публично именно ее. В свою очередь, в ее глазах виновным, точнее, источником раздражения становится человек или группа людей, которые обратились в Европейский суд. А что им еще делать, как защититься, если те, кто по закону обязан их защищать, по своей сути хуже любых иноземных врагов, может быть, это исторический обычай? В любом случае, такую практику надо менять.

Для действительной реформы судебной системы – судебной власти в России, надо активно работать со Страсбургским судом, а не сводить все к политическим разборкам из-за просто явно криминальных или ущемляющих права человека случаев. Политика тут ни при чем, сами чиновники, заинтересованные в правовом «беспределе», оправдывают свои «ошибки» политическим заказом врагов России. Среди подавляющего большинства дел никаких заказов нет, а есть просто несправедливость. А там, где действительно есть что-то «нехорошее, недружественное», пусть разбирается аппарат, который по своему статусу защищает Конституционный строй РФ. Этот аппарат никто не отменял и вообще он у нас не слабый. В любом случае, качественный отбор сотрудников в него значительно лучше, чем в другие силовые структуры.

В России есть и достойные юристы для эффективной и плодотворной работы в Европейском суде. Пусть не всегда решения суда будут приятными, но это реальная возможность, во-первых, реформировать свою судебную систему практически без затрат, а во-вторых – возможность юридического, правового диалога со всей объединенной Европой, вне зависимости от вечно меняющейся временной политики.

Экономические, а вместе с ними и политические проблемы, противоречия были, есть и будут. Но есть и механизм для их решения, который нельзя обвинить в коррупции, а правовой базой для него является Международная Конвенция о защите основных прав и свобод человека, которые полностью соответствуют Конституции РФ – это Европейский суд. А Россия – вся Россия без всяких оговорок – исторически является частью европейской цивилизации и полноправной частью Европы, может быть, одной из наиболее важных, ключевых. Время покажет.

Европа-Россия





в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru